Введение
Глава 1. Административное право как отрасль права
1.1. Предмет и метод административного права
Глава 2. Административное право как наука
2.1. Понятие и предмет науки административного права
2.2. Развитие науки административного права
2.3. Актуальные проблемы науки административного права
Глава 3. Административное право как учебная дисциплина
3.1. Предмет и задачи учебной дисциплины
3.2. Система учебной дисциплины
Заключение
Список использованной литературы
Административное право — одна из самых объемных по своему содержанию отраслей права, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т. е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.
Административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.
Сам термин «административное» происходит от латинского слова administration и означает руководить, управлять. Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества. Регулятором всех отношений возникающих в сфере управления является административное право. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.
Тема моей курсовой работы: «Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина». Тема весьма объемная и актуальная. Объясняя ее актуальность, хочется сказать что: действующее в Российской Федерации административное законодательство представляет собой безбрежное собрание правовых норм, разбросанных в различных актах, которые трудно обозримы. Такую интерпретацию развития административного законодательства можно отнести не только к постсоветскому времени, но и ко всей ее истории. Задачей первоочередной важности является последовательное системное изучение понятия, предмета развитие норм и в целом науки административного права. Поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы: изучение административного право как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- определить предмет и метод административного права;
- рассмотреть понятие административного права как отрасли права;
- проанализировать понятие и предмет науки административного права;
- рассмотреть развитие науки административного права;
- определить актуальные проблемы науки административного права;
- проанализировать предмет и задачи учебной дисциплины;
- рассмотреть систему учебной дисциплины.
Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрено административное право как отрасль права; во второй главе проведен анализ административного права как науки; в третьей главе представлена характеристика административного права как учебной дисциплины. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
Глава 1. Административное право как отрасль права
1.1. Предмет и метод административного права
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” - писал в 1929г. В. Хоболевский.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России.
Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.
Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.
Следовательно, административное право это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предмет административного права это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.
Необходимо отметить, что сфера государственного управления мобильна. Здесь постоянно происходят изменения, диктуемые потребностями социальной и экономической жизни общества, все более усложняющихся процессов управления. Административное право призвано четко реагировать на эти изменения, что вызывает необходимость совершенствовать его нормы.
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями.
Значительна роль административных средств правоохранительного характера, т.е. контрольно - надзорной деятельности за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Административное право широко использует эти средства в целях профилактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечения должного порядка управленческих общественных отношений, охраны конституционных прав и свобод граждан.
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются и прекращаются в сфере управления. Все подобного рода общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительно - распорядительной деятельностью общественного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально - культурным и административно - политическим строительством. Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно - распорядительных функций.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.
Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, вступила в силу со дня официального опубликования, опубликована в «Российской газете», №237, 25.12.1993, официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в "Российской газете", N 7, 21.01.2009;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010), принят ГД ФС РФ 20.12.2001, Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" введен в действие с 1 июля 2002г., опубликован в "Российской газете", N 256, 31.12.2001;
Литература:
3. Административное право: Учебник / Под ред. Попова Л. Л. — М.: Юристъ, 2013. - 653с.
4. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 352с.
5. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. М., 2013. - 424с.
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2012. - 337с.
7.Атаманчук Г.В.Государственное управление.Организационно- функциональные вопросы. — М.: «НПО-Экономика», 2010. - 563с.
8. Бакушев В. В., Безносиков В. И., Кот В. С. Административная реформа в России: предпосылки, системность и механизмы. — М., 2010. - 278с.
9. Барков Д. И. Становление и развитие Административного права — М.: Норма, 2014. - 384с.
10. Бельский К.С. Хаманева Н.Ю., Гришковец А.А., Пучкова М.В. Административное право. Курс лекций /Под ред. д.ю.н. профессора Н.Ю.Хаманевой. – М.: И зд-во «Велби». 2011.- 704с.
11. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России: Монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012. - 560с.
12. Бачило И. Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. — М.: Наука, 2014. - 421с.
13. Волкова А. В. Административные реформы в современной России // Сравнительное государственное управление. Теория, реформы, эффективность. — СПБ.: СпбГУ, 2010. - 352с.
14. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации: в 3 ч. — М., 2013. - 657с.
15. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3-х частях: Учебник для вузов. М., 2012. - 364с.
16. Комаровский В. С. Государственная служба и политико-административное управление. // Авторские программы учебных курсов по политологии. / Под ред. проф. Ирхина Ю. В. — М.: МАКС Пресс, 2011. - 468с.
17. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 256 с.
18. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. М., 2014. - 265с.
19. Сравнительное государственное управление. Теория, реформы, эффективность. — СПБ.: СпбГУ, 2010. - 376с.
20. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность / Под ред. Л. В. Сморгунова. — СПБ.: СпбГУ, 2010. - 572с.
21. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. — М., 2015. - 463с.
22. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М., 2011. - 589с.