Введение
1. Дознание как одна из форм предварительного расследования
2. Порядок и сроки производства дознания
3. Производство дознания в исправительных учреждениях
4. Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий
5. Окончание дознания составлением обвинительного акта
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Стремление к демократическим преобразованиям государственного и общественного строя в России в 90-х годах XX века послужили предпосылкой для принятия целого ряда новых нормативных актов. Провозглашение в Конституции РФ в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а обязанности государства – их признание, соблюдение и защиту, предопределили характер новых нормативных актов и изменения ранее действовавших. В них проявилось стремление публичной власти к созданию оптимального соотношения интересов государства и личности.
Не стало исключением и уголовно-процессуальное законодательство. Принятие УПК РФ изменило процессуальную регламентацию многих участников уголовного судопроизводства, но вместе с тем их процессуальный статус не обрел достаточной определенности, что явилось следствием последующих изменений в российском уголовно-процессуальном законодательстве.
Уделив повышенное внимание процессуальной регламентации полномочий суда, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого и подсудимого, законодатель не предпринял тех же мер в отношении уголовно-процессуального статуса органа дознания.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает выбор темы исследования и свидетельствует о ее актуальности.
Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты процессуальной деятельности органов дознания привлекали внимание многих ученых-процессуалистов на всех этапах развития российского законодательства. На современном этапе – Б. Я. Гаврилов, С. И. Гирько, О. А. Зайцев, В. Н. Григорьев, Н. А. Власова, А.Н. Шевчук, Г.И. Загорский, В.И. Качалов, В. А. Михайлов, А.С Есина, Е. Н. Арестова, Г. И. Седова, Г. Д. Луковников, Ю. А. Гончан и многие другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе досудебной части уголовного судопроизводства в связи с процессуальной деятельностью органа дознания.
Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие процессуальную деятельность органа дознания.
Цель исследования – комплексный анализ дознания как формы предварительного расследования.
Поставленная цель предопределила задачи исследования:
изучить дознание как одну из форм предварительного расследования;
1. Дознание как одна из форм предварительного расследования
Разработчики уголовно-процессуального кодекса РФ определили дознание как форму предварительного расследования преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Так, Н.А. Власова считает, что дознание по своей природе заключается в раскрытии преступления и закреплении первоначальных доказательств, а не в производстве полного расследования, поэтому делает вывод о некорректности самого названия данной формы производства[1].
В.М. Суслов видит суть дознания в следующем: «Дознание производится:
а) в виде предварительной проверки с возбуждением уголовного дела (при наличии признаков преступления) или принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела;
б) в виде проведения неотложных следственных действий, с направлением уголовного дела прокурору; в виде полного расследования дела с составлением обвинительного акта, в установленные для дознания сроки и с передачей дела прокурору для принятия по нему решения»[2].
Современный УПК РФ определил дознание как самостоятельную форму предварительного расследования преступлений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
П. 2 ч. 2 ст. 40 и ст. 157 УПК РФ возлагают на орган дознания производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Дознание проводится в общем порядке либо в сокращенной форме (п. 1.1 ч. 1 ст. 150 УПК РФ).
К органам дознания относятся следующие органы:
- Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (оперативные подразделения: органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) .
- Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
- Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
- Органы Государственной противопожарной службы. Вместе с тем, и в этом случае предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела.
Срока дознания составляет 30 суток.
Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, а пределов продления срока предварительного следствия УПК РФ не содержит. [3]
При производстве дознания лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ, после чего оно становится подозреваемым.
В случае невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК РФ (по правилам о производстве предварительного следствия), после чего производство дознания продолжает осуществляться по правилам гл. 32 УПК РФ либо избранная мера пресечения отменяется.
Для дознания существуют свои правила.
Во-первых, требуется наличие обязательных условий (ст. 226.1, 226.2 УПК РФ), без которых дознание не может быть начато:
1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, совершившего одно или несколько преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ;
2) подозреваемый признает свою вину, ха- рактер и размер причиненного преступлением вреда;
3) подозреваемый является совершеннолетним;
4) отсутствуют основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ;
5) подозреваемый не относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный гл. 52 УПК РФ; [4]
6) подозреваемый владеет языком, на котором ведется судопроизводство;
7) подозреваемый в течение 2 суток после разъяснения ему соответствующего права заявил ходатайство в письменной форме о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 2 ст. 226. 4 УПК РФ);
8) согласие потерпевшего на применение сокращенной формы дознания.
Во-вторых, особенность проявляется в необходимости вынесения дознавателем дополнительного постановления об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме (п. 1 ч. 3 ст. 226.4 УПК РФ).
В-третьих, для дознания в сокращенной форме характерен усеченный предмет доказывания по уголовному делу, который состоит из следующих обстоятельств: