Право граждан РФ на пенсионное обеспечение гарантируется Конституцией РФ (ст. 39). При этом граждане Российской Федерации пользуются равными правами на получение пенсий. Это, однако, не обозначает уравниловки в данной сфере.
Как известно общим условием назначения пенсии по возрасту является достижение мужчинами 60 лет, женщинам – 55 лет (общий пенсионный возраст) при стаже работы соответственно 25 и 20 лет. Однако, бывают и исключения. При определении размера и момента получения права на пенсию гражданина, используются разные показатели. Среди них важное место занимают условия труда работника. Вполне естественно, что государство устанавливает дополнительные льготы и гарантии гражданам, занятым на вредных, тяжелых и опасных производствах.
К таковым, согласно пенсионному законодательству РФ относятся производства, профессии, должности и показатели, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Министров РФ от 26 января 1991 г. № 10. с дополнениями и изменениями на 20 июля 1995г.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в наше время, когда ценности общества стали объектом критического анализа, когда вопросы социальной защиты лиц, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда постоянно совершенствуется законодательство по указанным вопросам, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов.
Запутанность российского пенсионного законодательства признается даже специалистами. Что уж тут говорить об обычных гражданах, вынужденных зачастую отстаивать в спорах с чиновниками свое право на какие-либо доплаты или льготы? Многие нормы законодательства о пенсионном обеспечении противоречат друг другу, еще большее количество законодательных норм по разному толкуются право примирителем . Толкованием норм о пенсионном обеспечении занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации, что, вообще говоря, не входит в его компетенцию.
Однако, и так уже в крайне сложном законодательстве появляются дополнительные лакуны, еще больше усложняющие ситуацию. Примером может служить ситуация, когда в 1998 г., разумеется, из самых благих побуждений, но в общем-то по формальным основаниям, определением Верховного Суда Российской Федерации был отменен действовавший с 1992 г. Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии. Взамен должен был быть разработан новый, но принятие его затянулось. Таким образом, важный процессуальный документ, содержание которого не вызывало значительных нареканий, был отменен, а вместо него образовалась правовой вакуум.
В этих условиях каждому гражданину должно быть очевидно, что в Российской Федерации, несмотря ни на какие трудности, должна постоянно проявляться забота о тех, кто трудился на благо страны, рискуя своим здоровьем.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных трудовых пенсий по старости).
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных трудовых пенсии по старости)..
Цель исследования – комплексный детальный анализ системы досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- определить понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды;
- рассмотреть классификацию досрочных трудовых пенсий
по старости по условиям труда;
- проанализировать размер, назначение и выплаты пенсий по старости;
- провести оценку деятельности по условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости.
Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрена общая характеристика льготных пенсий в связи с особыми условиями труда; во второй главе проведен анализ досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. Общая характеристика льготных пенсий в связи с особыми условиями труда
1.1. Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды
Пенсия по старости - один из главных видов пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств ПФР. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования лиц пожилого возраста, что обусловливает особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости. До недавнего времени в нраве социального обеспечения использовался термин "пенсии по возрасту", который был более корректен, поскольку Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение "по возрасту", а не "по старости".[1]
Термин "старость" имеет ряд аспектов и его определение можно дать с нескольких точек зрения:
1) с медицинской - это состояние организма пожилого человека, характеризующееся утратой способности к продолжению рода, полноценной трудовой деятельности, ухудшением здоровья;
2) с юридической - достижение возраста, указанного в законе. [2]
Законодательно закрепляются различные возрастные границы старости.
Во-первых, деление идет по половому признаку. В данном случае мы имеем дело ни с дискриминацией, а с дифференциацией правового регулирования. Несмотря на то что мужчины но статистике умирают раньше женщин, право на пенсию у них возникает в более позднем возрасте. Пониженный пенсионный возраст для женщин связывают с более сложной и напряженной жизнью и особенностями биологического характера (рождение и воспитание детей, большая нагрузка по ведению домашнего хозяйства и др.). В последние годы общемировой тенденцией стало установление единого для мужчин и женщин пенсионного возраста. При этом следует отметить, что в России - самый низкий общий пенсионный возраст: 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин (в Германии пенсии выплачиваются с 65 лет при условии внесения взносов в течение пяти лет и с 63 лет при условии внесения взносов в течение 35 лет; в США - стандартный пенсионный возраст составляет от 65 до 66 лет; в Японии - с 65 лет.
Во-вторых, более низкие границы пенсионного возраста установлены для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в условиях труда, отличающихся от нормальных (имеющих специальный страховой стаж).
Признаки пенсии по старости
Общие признаки пенсий (свойственны всем видам пенсиям):
1) государственно-правовой характер;
2) периодичность выплаты;
3) выплата из ПФР или федерального бюджета;
4) учет трудового вклада граждан и социального фактора;
5) соизмеримость размера пенсий с заработком граждан.
Специфические признаки пенсий по старости:
1) назначение по достижении гражданином установленной возрастной границы;
2) наличие страхового стажа определенной продолжительности;
3) пожизненность;
4) выплата вместо оплаты по труду или в дополнение к ней;
5) пенсия - основной или один из основных источников средств существования пенсионера. [3]
С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии по старости: это гарантированная государством ежемесячная пожизненная денежная выплата гражданам, соизмеримая с их прежним заработком, назначаемая по достижении пенсионного возраста и при наличии страхового стажа определенной продолжительности. Пенсия выплачивается вместо оплаты по труду или в дополнение к ней и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.
Наиболее полно функции пенсии по старости были определены В. Ш. Шайхатдиновым. Пенсия по старости выполняет ряд функций, с помощью которых осуществляется ее воздействие на экономику, социальную сферу, политику, идеологию, демографическую сферу, поведение людей. Поскольку это воздействие является комплексным, выделение отдельных функций является в значительной степени уголовным.
Экономическая функция пенсии по старости подразделяется на обеспечительную и производственную.
Обеспечительная функция состоит в том, что пенсия по старости служит основным или одним из основных источников средств существования пожилых людей, средством удовлетворения их потребностей и поддержания жизнедеятельности.
Производственная функция пенсии по старости заключается в ее положительном воздействии на экономику. Ввиду многоплановости этой функции ее можно разделить на несколько подфункций.