ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА В РФ
1.1. Понятие и содержание гражданства РФ
1.2. Принципы гражданства в РФ
ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ
2.1. Основания приобретения гражданства
2.2. Основания прекращения гражданства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Провозглашение Конституцией РФ как демократического правового государства требует углубленной разработки вопроса о взаимоотношениях личности и государства. В РФ основополагающие принципы института гражданства отнесены к основам конституционного строя (ст.6 Конституции РФ), однако в настоящее время процесс формирования института гражданства в нашей стране, да и в бывших союзных республиках нельзя признать завершенным. Становление института гражданства в республиках бывшего СССР только набирает силу, что связано с формированием своей государственности, немыслимой без гражданства. При этом ряд республик выдвигают собственные принципы гражданства, зачастую противоречащие международным, что объективно приводит к возникновению проблемы национальных меньшинств, лиц без гражданства, а также этнических соотечественников, оказавшихся за пределами государства, гражданами которого они хотели бы являться.
Таким образом, объективно назрела необходимость приведения законодательства республик, относительно гражданства в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством о гражданстве. В аспекте взаимоотношений России с другими странами, и, прежде всего, со странами ближнего зарубежья, особое значение приобрела проблема двойного гражданства, поскольку в результате распада СССР и возникновения новых независимых государств на его территории прежнее единое союзное гражданство перестало существовать. В этих условиях необходима соответствующая разработка правового регулирования отношений, связанных с двойным гражданством.
Динамичность института гражданства, его многогранность и наличие проблем, связанных с его развитием, свидетельствуют об актуальности и важности дальнейшего исследования данной темы.
Степень научной разработанности темы. Большой вклад в разработку этого института, внесли Ю.Р. Боярс, Д.Л. Златопольский, С.С. Кишкин, Р.И. Кулик, В.В. Полянский, В.М. Сафронов, Г.И. Тункин, М.А. Шафир, В.С. Шевцов, С.В. Черниченко.
Объектом исследования является совокупность связанных с гражданством правовых отношений, складывающихся между личностью и государством.
Предмет исследования составляет законодательство РФ, регулирующее вопросы гражданства.
Цель работы – характеристика гражданства в РФ.
Для достижения указанной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучить понятие гражданства в РФ;
2. Охарактеризовать принципы гражданства в РФ;
3. Раскрыть основания приобретения гражданства;
4. Определить основания прекращения гражданства;
3. Изучить судебную практику.
Нормативной базой исследования являются положения Конституции РФ, федеральных законов, постановлений судов РФ, относящихся к предмету исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы: С.А. Авакьяна, Е.Ю. Бархатовой, Ф.С. Бекировой, М.В. Варлен, А.Н. Головастиковой и других.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА В РФ
1.1. Понятие и содержание гражданства РФ
В российской юридической литературе различаются три основных государствоведческих аспекта в исследовании гражданства, характеризующие его связь: а) с государством в целом, государственной властью, формой государственного правления; б) с федеративным устройством государства, государственным суверенитетом; в) с разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в федеративном государстве[1].
С.А. Авакьян формулирует эту позицию следующим образом: «Гражданство соответствующего государства является естественным состоянием для человека. Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние безгражданства - скорее исключение, чем правило»[2].
Гражданство как связь лица с государством нельзя ни ограничить, ни передать какому-либо лицу. Утрата правоспособности не влечет за собой утраты гражданства. С юридической точки зрения гражданство выступает, с одной стороны, как явление «объективного права», а с другой - «субъективного права». Сначала гражданство представляет собой институт права и законодательства, а затем речь идет о гражданстве как о признанной законом принадлежности лица к конкретному государству. В этом случае гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства (его приобретение, восстановление, изменение, утрата). Последнее обстоятельство не дает оснований характеризовать гражданство и как правоспособность. Правоспособность - это индивидуальная способность лица, возникающая с момента рождения, иметь юридические права и нести юридические обязанности[3].
Гражданство как объективный фактор является двусторонней связью физического лица и государства, где каждая сторона обладает соответствующими правами и обязанностями. Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека включает в себя несколько категорий: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Эти понятия характеризуют самостоятельные политико-правовые связи конкретного лица с данным государством. В.В. Полянский предлагает следующее определение гражданства как юридически признанной политико-правовой связи физического лица с государством, которая, «будучи неограниченной во времени и в пространстве, предполагает взаимообусловленность, с одной стороны, распространения всей полноты суверенной власти государства на лицо и с другой - обладание этим лицом полным комплексом прав, свобод и обязанностей, а также означающая принадлежность лица к народу как субъекту политической власти»[4].
Наиболее оптимальной представляется трактовка гражданства как фактической принадлежности лица к стране, осуществляющейся через юридическую связь физического лица с государством, выражающейся в наличии у него комплекса прав, свобод и обязанностей, вытекающих из данной связи[5]
Таким образом, можно определить, что гражданство - это фактическая принадлежность лица к конкретной стране, осуществляющаяся через юридическую связь человека с государством, выражающаяся в наличии у него определенных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из этой связи.
В Европейской конвенции о гражданстве[6] «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. В действующем Законе РФ[7] гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иное гражданство рассматривается как гражданство (подданство) иностранного государства. Двойное гражданство - наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства[8].
В Законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ дано следующее понятие гражданства: гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить - и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством. Институт гражданства является одним из элементов суверенитета Российского государства в целом. В Конституции РФ[9] в ст. 6 регулируются лишь отношения общефедерального гражданства, гражданства РФ, в ч. ч. 1 и 2 ст. 62 - отношения, связанные с возможностью гражданина РФ иметь двойное гражданство, и, наконец, согласно п. «в» ст. 71 в ведении РФ находится гражданство в РФ. Таким образом, федеральная Конституция непосредственно не говорит о гражданстве республик и других субъектов, входящих в состав РФ.