Введение
Глава 1. Теоретические основы лидерства в менеджменте
1.1 Понятие лидерства
1.2 Стили лидерства
1.3 Роль лидерства в менеджменте
Глава 2. Зарубежный опыт исследования лидерства в менеджменте
2.1. Качества, присущие лидерам за рубежом
2.3. Особенности лидерства в разных странах
2.4. Как стать лидером, рекомендации
Заключение
Список литературы
Определение понятия лидерства не является однозначным, поэтому существует огромное количество трактовок данного термина. Объединив все множество имеющихся толкований, можно дать краткое и лаконичное понятие лидерства. Таким образом, лидерство - это своего рода феномен, благодаря которому человек с определенными организаторскими задатками и способностями умеет влиять на поведение людей, целый групп на благо организации. Основывается это влияние, как правило, на личном авторитете лидера перед другими. Как правило, такое явление ка лидерство чаще встречается в неформальных группах, где лидером может являться обычный сотрудник. При этом он может не предпринимать никаких усилий для становления лидером, его выбирают сотрудники, исходя из доверия и уважения к этому человеку. Однако бывают случаи, когда формальный руководитель обладает всеми качествами лидера.
Минусом лидерства является тот факт, что окружающие хотят видеть перед собой идеального лидера, обладающего такими же безупречными качествами. В связи с этим, чтобы оставаться лидером, нужно в максимальной мере соответствовать запросам и предпочтениям своих последователей. Даже небольшое отклонение от групповых норм и ценностей может подорвать авторитет выдвиженца.
Проблема лидерства достаточно актуальна, поскольку данное явление всегда присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, будь то бизнес, политика, спорт, образование, культура и т.д. Следовательно, неотъемлемой составляющей лидерства является коллективная деятельность и организация. Лидерство существует везде, это то, что ежедневно окружает нас, поэтому этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Изучением феномена лидерства занимались такие деятели науки как А. И. Донцов, В. И. Зацепин, Б, Д. Парыгин, Ф. Гизели, Д. Мак Грегор, Дж. Канджеми, Е. Л. Кричевский, В. Г. Крысько, Р.Лайкерт, К. Левин, П. Ленсиони, Д. Рассел, П.Херси, Р. Фарсон, В. Шелктон, Д. Эдейр и многие другие.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические основы лидерства в менеджменте и опыт зарубежных стран в данной области.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы лидерства в менеджменте;
- рассмотреть опыт зарубежных стран сфере лидерства;
- выявить характеристики лидерства и способы их формирования;
- дать рекомендации для развития лидерства в менеджменте.
Объект исследования – лидерство в менеджменте.
Предмет исследования – особенности лидерства в зарубежных странах.
В структуру курсовой работы входит введение, основная часть, состоящая из глав и параграфов, заключение, список литературы.
1 Теоретические основы лидерства в менеджменте
1.1 Понятие лидерства
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры участвуют во всех этапах функционирования и развития организации. Ни один процесс не принесет максимального результата без лидера, т. к. именно он является двигателем прогресса и деятельности всех сотрудников фирмы. С помощью лидера организация может достичь своих высоких результатов гораздо быстрее, чем без него.
Обратимся к определению понятия термина лидер. Слово лидер происходит от английского lead (вести). Следовательно, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидером является сотрудник организации, обладающий набором качеств, благодаря которым он оказывает влияние на мнение и поведение окружающих и выполняет свои непосредственные функции. Наиболее успешным лидером будет неформальный, которого выбрал сам коллектив за его заслуги перед организацией и каждым сотрудником в частности[11, с.104].
Существует множество толкований понятия лидерство. Лидерство можно рассматривать как процесс влияния социального характера на индивида, с помощью которого он пытается найти единомышленников для участия их в деятельности организации на добровольной основе. Также лидерство выступает как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.
Лидерство представляет собой набор определенных действий лидера для организации, координации и контроля деятельности группы.
Лидерство можно охарактеризовать как тип управленческого взаимодействия, направленный на побуждение людей к общей цели в основе которого лежит сочетание различных источников власти. Следовательно, лидерство – это одна из функций лидера и его последователей[1, c. 78].
Лидерство основывается прочной организации горизонтальных и вертикальных связей. Однако эти связи должны быть не хаотичны, а определенным образом упорядочены. Данная упорядоченность достигается за счет делегирования полномочий, благодаря которым происходит распределение функций и ролей среди участников управленческого процесса. А управленческий процесс, свою очередь, имеет иерархическое, пирамидальное строение, вершиной которого является лидер.
Однако, следует учитывать, что во всех социальных структурах лидирующие качества выражены в разной степени. Например, в системах с низкой групповой кооперацией и высокой автономностью, лидерские позиции выражены слабо, и лидеру потребуется немало усилий, чтобы оказывать должное влияние на группу. Для этого нужно будет показать зависимость личных потребностей и потребностей организации, и постараться придать им одинаково важное для человека значение [21, c. 115].
В малых группах, важную роль играют индивидуальные качества личности и ее способность объединить и повести группу за собой. Иная ситуация наблюдается в больших группах, где нет налаженных корреляционных связей, но имеется острая необходимость в совместной деятельности членов группы, без которой невозможно достижение целей организации. В таком случае лидирующие позиции должны обладать большими властными полномочиями.
В данной связи мы имеем дело именно с современным производством. Современное производство преследует достижения глобальных целей, достижение которых невозможно без сплоченной работы всей организации. Если каждый коллектив будет работать слаженно, на основе разделения труда, то и вся организация добьется высоких результатов [22, c. 202].
Деятельность руководителя строго регламентирована, он выполняет свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями. Лидерская же деятельность не имеет строгих ограничений, ей присущ широкий спектр действий, за которые лидер не несет формальной ответственности.
Следует отметить, что лидерство может быть как формальным, так и неформальным. В случае формального лидерства мы имеем в виду руководителя, должность которого четко прописана в штатном расписании организации. При неформальном лидерстве лидером становится выдвиженец из коллектива, которого выбирает группа с учетом его личностных характеристик. Неформальный лидер имеет большее признание, нежели формальный. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. Однако руководство обладает определенного рода постоянством, оно не зависит от общественного мнения, чего не скажешь о лидере [10, c. 198].
Следовательно, лидер бывает как формальный, так и неформальный. В первом случае это и есть руководство, которое, как правило, назначают сверху. Во втором случае лидером может стать не каждый, а только тот сотрудник, который обладает ярко выраженными индивидуальными, социальными, политическими, психологическими и иными качествами. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.
При неформальном лидерстве сила и принуждение заменяются на побуждение группы к деятельности, строго на добровольной основе [18, c. 64].