Введение
Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах
1.1 Система управления в таможенных органах. Особенности функционирования таможенных органов в системе органов государственной власти
1.2 Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах
Глава 2. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий
2.1 Органы, осуществляющие разработку и внедрение информационных таможенных технологий
2.2 Направления совершенствования применения информациионных технологий в таможенном деле
3. Общая структура технологии управления на основе автоматизации
Заключение
Список использованной литературы
Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХIв. «информация» наряду со «временем», «пространством», «энергией» становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки – все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы связана с тем, что информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний, позволяет принимать обоснованные управленческие решения. В рамках системы таможенных органов, находящейся на стадии модернизации, данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения.
Целью курсовой работы является анализ информационного обеспечения управления в таможенных органах. Цель достигается через ряд задач, а именно:
1. Изучение информационного обеспечения управления в таможенных органах
2. Рассмотреть автоматизациию управления и развитие информационных таможенных технологий
3. Изучить Общую структуру технологии управления на основе автоматизации
Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах
1.1 Система управления в таможенных органах. Особенности функционирования таможенных органов в системе органов государственной власти
Решение масштабных задач по коренному реформированию всех сторон жизни нашего общества неразрывно связано с необходимостью глубокой перестройки хозяйственного механизма, с созданием целостной, эффективной и гибкой системы управления, обеспечением прочного и стабильного правопорядка.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Современное таможенное дело -это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются
взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство в соответствии с законодательством РФ.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов.
Поскольку в обществе все виды социального управления характеризуются органическим единством и взаимообусловленностью, эти требования в полной мере относятся и к системе таможенных органов РФ.
Являясь разновидностью социальных систем, таможенные органы любого уровня представляют собой систему, которая управляется в соответствии с общими требованиями науки управления. Чтобы убедиться в этом, необходимо рассмотреть признаки, характеризующие таможенные органы как систему.
Известно, что все социальные системы имеют определенную структуру, т.е. набор соответствующим образом расположенных и взаимосвязанных между собой элементов. Эта структура состоит прежде всего из двух самостоятельных, но взаимосвязанных систем (подсистем): управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления).
В качестве объектов управления в таможенных органах выступают специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Обеспечение согласованности (единодействия) между различными частями таможенной системы и предопределяет роль управления.
К субъектам управления в таможенных органах относятся все элементы и подсистемы таможни, регионального таможенного управления и ГТК РФ, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.
Таким образом, для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.
В совокупности эти три элемента -субъект управления, объект управления и взаимосвязи между субъектом управления и объектом управления -образуют систему управления в таможенных органах.
Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты и как объекты управления, а также что управление в таможенных органах носит ступенчатый ,иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления.
Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осуществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.
Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер. Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления. В отличие от него информационное воздействие - это форма взаимосвязи не соподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления. Примером такой взаимосвязи являются отношения между отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом контроля за доставкой товаров.
Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т.е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативного, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решить задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме.
Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создается таможенный орган.