ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы досуга
1.1 Социальная сущность досуга
1.2 Досуг в жизни человека
1.3 Функции и принципы досуга
ГЛАВА 2. Культурно-досуговые практики как социокультурное явление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования досуга в качестве социального явления и части повседневной реальности обусловлена как теоретическими вопросами академической науки, так и необходимостью решения конкретных практических задач становления современных социальных институтов.
Повышенный интерес к изучению досуговых практик определяется также кардинальными изменениями их содержания и структуры под влиянием социокультурных трансформаций, которые имеют место в русском социуме. С досугом связывают становление достаточно новых для отраслей социологического знания науки – социологии свободного времени и социологии досуга, задачей которых является изучение эволюции и особенностей современного досуга, его соотношение с социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла и способами проживания (урбанизацией), роли досуга в формировании современного образа жизни и поведения.
Методологические основы исследования социологических проблем досуга заложены классическими трудами Н. Вебера, Г. Зиммеля, представителей Чикагской школы урбоекологов Г. Парком, Г. Маккензи, Л. Виртом.
Становление социологии досуга связывают с работами Н. Каплана («Досуг в Америке»), Т. Веблена («Теория праздного класса»), М. Смита («Досуг и общество в Британии»), Дж. Ландберга («Городской досуг»). Рассмотрение досуга в качестве социального института был сделан в рамках макроподхода Же. Дюмазедье и Же. Фурастье – авторами концепции «цивилизации досуга», согласно которой досуг, начиная с некоторого уровня экономического развития, приобретает все большей автономии от труда и становится самодовлеющей ценностью.
Такие западные социологи, как С. Паркер, Ф. Блум, К. Етцкорн, исследуя досуг в качестве социального феномена, предлагают ввести в научный оборот концепцию «революции выбранного времени», смысл которой заключается в том, что общество должно изменить характер использования рабочего и свободного времени, поскольку он носит дегуманизированный характер, и распространить на все социальное время принципы избирательности и свободы использования.
Отечественные исследования феномена свободного времени представленные монографиями А. И. Вишняка, В. Кирсанова, В. М. Печи, А. Г. Миронюка. Социальная сущность досуга и его структура рассматриваются Л. Гордоном, Б. Грушиным, Г. Орловым, Б. Трегубовым.
Объект исследования: свободное время как социологическая категория.
Предмет исследования: социология досуга.
Основная цель моей работы является методологическое обоснование социологического подхода к изучению досуга с выделением круга проблемных вопросов.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть социальную сущность досуга;
- изучить досуг в жизни человека;
- охарактеризовать функции и принципы досуга;
- рассмотреть культурно-досуговые практики как социокультурное явление.