Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие пенсионной системы и Пенсионного фонда
1.2 Современное состояние пенсионной системы РФ
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1 Основные положения реформ Пенсионного фонда РФ
2.2 Проблемы реформирования Пенсионного фонда РФ
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ. ОЦЕНКА
ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Направление реализации стратегий на период 2013-2014 гг.
3.2 Пенсионная реформа 2015 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, его главной целью является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам и на многие другие социальные цели.
Актуальность темы работы определяется тем, что после 2003 года, который проходил под знаком пенсионной реформы, дающей по замыслу ее создателей возможность людям получать в будущем достойную пенсию, а экономике России дополнительный импульс к развитию. Не секрет, что пенсионная реформа лишь через 15-20 лет обеспечит нам пенсии, составляющие 35-40% от зарплаты. А на практике для достойной жизни их уровень должен быть не менее 60-70%.
Целью данного курсового проекта является определение состояния и перспектив развития пенсионной системы РФ, роли Пенсионного фонда в осуществлении пенсионной реформы, этапы пенсионной реформы в РФ, проблем реформирования пенсионного фонда РФ.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионной системы России;
- определить современное состояние пенсионной системы РФ;
- ознакомиться с основными положениями пенсионной реформы;
-выявить проблемы реформирования Пенсионного фонда РФ.
Основные источники при написании курсового проекта послужили Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов, источники на плановый период 2013-2014 гг. и периодические издания, различные Интернет-ресурсы по теме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие пенсионной системы и Пенсионного фонда
М. Л. Захаров под пенсионной системой понимает комплексное образование, которое регулирует отношения по формированию пенсионных фондов, из которых выплачиваются пенсии, а также производятся прочие пенсионные выплаты; также пенсионная система регулирует отношения, складывающиеся вокруг материального обеспечения членов общества пенсиями и прочими пенсионными выплатами, и отношения, связанные с управлением и организацией пенсионного обеспечения.[1]
В. В. Куценко определил пенсионную систему составной частью социального обеспечения, звена защитного механизма, призванного обеспечить эффективную работу одного из секторов социальной сферы общества.[2]
Исходя из вышеизложенных положений, можно дать следующее определение пенсионной системы: пенсионная система является совокупностью правовых, организационных и финансово-экономических норм и институтов, которые имеют своей целью предоставить гражданам материальное обеспечение в виде пенсии; также она является совокупностью мероприятий, призванных компенсировать гражданам заработок (доход).
Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы.
Распределительная пенсионная система - пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», т.е., те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.[3]
Накопительная пенсионная система - система пенсионных выплат, при которой определенная часть пенсионных взносов, поступающих за каждого работника, не тратится на текущие пенсии, а инвестируется в ценные бумаги или финансовые активы. Данная система дает дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и ставит в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Плюсы накопительной пенсионной системы:
- происходит оживление фондового рынка
- происходит развитие рынка страховых услуг
- работники являются собственниками личных пенсионных счетов, за состоянием которых они могут следить и вкладчиками в экономику своей страны.
Необходимо также остановиться на понятие пенсионного обеспечения.
в различных аспектах:
- В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.
- В социальном смысле - это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.
- В экономическом смысле пенсионное обеспечение - часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных.
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение не тождественно пенсионной системе. В случаях, когда обсуждается пенсионная система, как правило, имеют в виду конкретную систему, функционирующую в тех или иных странах. Значит, определяя понятие пенсионной системы, следует обязательно добавлять название страны, в которой функционирует данная система (например, пенсионная система РФ).
Основная деятельность данной системы реализуется через государственные механизмы регулирования. Следовательно, пенсионное обеспечение является государственной системой экономических, правовых и организационно-административных мер, направленных на поддержку и защиту лиц от материальной необеспеченности по причинам инвалидности, старости или потери кормильца. Через данную государственную систему в самом деле обеспечиваются выплаты пенсий, а в накопительных пенсионных системах, возможно, применяются также существенно влияющие на размер пенсий условия продолжительности страхового стажа, то есть длительности периода накоплений страховых взносов. Если рассматривать сущность пенсионного обеспечения, как на экономической категории, его можно определить, как обособленную часть национального дохода, имеющую, в отличие от других разделов, некоторую специфику: оно направлено на создание приемлемых жизненных условий для нетрудоспособных членов общества. Субъекты данных отношений таковы:
- Государство
- Пенсионеры
- Работающие члены общества
- Организации, отчисляющие пенсионные взносы.
Объект отношений между ними - это часть созданного продукта, выделяемая из общей структуры национального дохода и направляемая на покрытие нужд нетрудоспособных граждан. Эта часть национального дохода, именуемую финансовым активом Пенсионного фонда, делится между различными категориями нетрудоспособных, которых можно, в соответствии с их трудовым вкладом разделить на три группы:
- лица, производительно отработавшие необходимый трудовой стаж и благополучно дожившие до пенсионного возраста;
- лица, которые потерявшие трудоспособность в ходе трудовой деятельности;
- лица, по различным причинам не работавшие (эта категория включает, например, инвалидов с детства, и детей, потерявших кормильцев).
Их объединяет то, что они все, как субъекты, нуждаются в пенсионном обеспечении. Разница между ними заключается в том, что представитель каждой из групп имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, предопределенную долей его участия в создании национального продукта. Данное противоречие между различными группами субъектов посредством дифференциации в распределении пенсий осуществляет пенсионное обеспечение.
Следовательно, участники пенсионной системы России это:
- Пенсионер - физическое лицо, которое реализовало своё право на получение пенсии, согласно законодательству РФ и постоянно проживающее в РФ.
[1] Захаров М.Л. Право социального обеспечения России – 2005.
[2] Куценко В.В. Пенсионное обеспечение в России: История, состояние, перспективы – 2006.
[3] Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечение - М.: Академия, 2013. - 182 с.
1) Конституция Российской Федерации. - М.: Гражданское законодательство, 1993.
2) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Российская газета»№ 247. - 2001. - 20 декабря.
3) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Российская газета»№ 247. - 2001. - 20 декабря.
4) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Российская газета»№ 247. - 2001. - 20 декабря.
5) Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» // «Российская газета»№ 68. - 1996. - 10 апреля.
6) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
7) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"
8) Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» // «Российская газета»№ 66. - 1997. - апреля.
9) Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. - М.: Академия, 2013. - 182 с.
10) Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // «Финансы и кредит». - 2002. - №24.
11) Афанасьев С., Воронин Ю. Конвертация пенсионерам: практический комментарий Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Социальное обеспечение». - 2012. - N 3.
12) Волков А.Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // «Власть и управление на Востоке России». – 2004. - №1.
13) Захаров М.Л. Право социального обеспечения России – 2005.
14) Куценко В.В. Пенсионное обеспечение в России: История, состояние, перспективы – 2006.
15) Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // «Вопросы экономики». - 2010. - №8.
16) Люблин Ю.З. О реализации федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ». - 2012. - №13.
17) Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты. // «Гражданин и право». - 2011. - N 10, 11.
18) Соловьев А. Экономическое обоснование пенсионной реформы. // «Государственная служба». - 2013. - №2.
19) Шекель Т. Правительство дает старт пенсионной реформе // «Российская газета» - 2010.
20) Интернет адрес: Официальный сайт Пенсионного фонда РФ www.pfr.ru