Введение
Глава 1. Концепция организационной культуры
1.1 Понятие и структура организационной культуры
1.2 Механизмы формирования и поддержания организационной культуры
В зависимости от состояния структурных элементов и степени их влияния организационные культуры принято подразделять на сильные и слабые.
Слабая культура практически не содержит общих ценностей и норм; у каждого элемента организации они – свои, причем, нередко противоречащие другим. Показателем слабости организационной культуры является также распространение «двойного стандарта», «двойной морали», когда провозглашенные цели, ценности и нормы не поддерживаются реальными действиями и поступками. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и приводит к ослаблению организации. Вместе с тем нормы и ценности слабой культуры легче поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием (Ветошкина, 2009, 14).
Глава 2. Опыт изучения организационной культуры среднеобразовательного учреждения (школы)
2.1 Анализ методов исследования организационной культуры
2.2 Опыт исследования организационной культуры образовательного учреждения
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблемы. В настоящее время формированию организационной культуры уделяется недостаточное внимание. Для многих организаций актуальны проблемы, связанные с неэффективным управлением, которое в значительной мере обусловлено недооценкой организационной культуры как фактора управления персоналом и успешной деятельности организации в целом.
Научные и прикладные исследования организационной культуры начали проводиться сравнительно недавно – во второй половине ХХ века. Однако некоторые из них проводились в начале века в связи с развитием теории организации и научного менеджмента в трудах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, О. Шелдока, Дж.Д. Муни и Э. Рейли, Л. Гьюлика и др. Развитие теории организации с точки зрения ситуативного подхода и зарождение концепции организационной культуры связано с именами Э. Триста, К. Бэмфорта, Дж. Вудворда, Ч. Перроу, П. Лоуренса и Дж. Лорша. Позднее изучением разных аспектов деловой (организационной и корпоративной) культуры занимаются такие отечественные и зарубежные исследователи, как О.С. Виханский, А.Н. Занковский, К. Камерон, Л. Килман, В.Д. Козлов, Р. Куинн, И. Ладанов, Р.Д. Льюис, А.И. Наумов, Л. Питтигрю, Н.А. Павлова, А.А. Радугин. Р. Сакстон, Т.О. Соломанидина, А.С. Сухоруков, А. Травин, Э. Шейн и др. ученые.
Разработка проблем совершенствования управления организацией на основе формирования организационной культуры должна осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: общетеоретическом и социокультурологическом. При этом исследования на втором направлении позволяют раскрыть содержательную и смысловую сторону организационной культуры и выявить зависимость от нее эффективного управления организацией.
Вместе с тем, несмотря на растущий в последнее время интерес, организационная культура образовательного учреждения еще не стала предметом пристального внимания ученых и практиков управления. Во всяком случае, эмпирической базой большинства теоретических и прикладных исследований, выполненных за рубежом и в России, являются предприятия в сфере промышленности, торговли и финансов. Что же касается средней общеобразовательной школы, то здесь количество и качество исследований, а также публикаций, посвященных их организационной культуре, недостаточно. Складывается парадоксальная ситуация: менеджеры производственных, торговых, банковских предприятий в нашей стране и за рубежом уделяет организационной культуре как фактору формирования и развития человеческих ресурсов значительно больше внимания, чем их коллеги в учреждениях образования, конечным «продуктом» которых является человек высокой культуры.
Проведенный О. Ю. Коровиной анализ отечественного опыта изучения и развития организационной культуры общеобразовательных учреждений свидетельствует о том, что за небольшой период (первые публикации относятся к 1999 году) технология работы с организационной культурой прошла значительный путь развития от эмпирических методов изучения до проведения исследований в рамках научных экспериментов. Такое внимание руководителей школ к организационной культуре свидетельствует о том, что это действительно новый, важный ресурс повышения результативности учебно-воспитательной деятельности школы. Однако пока это лишь единичные случаи, основная же часть руководителей не занимается вопросами формирования организационной культуры в основном из-за недостаточного объема соответствующих знаний.
Приведение сложившейся организационной культуры в соответствие с новыми задачами является ключевым условием любых преобразований. Однако до настоящего времени, по оценкам Л.Е. Осадчих, 71% руководителей и педагогов школ не осознают значение организационной культуры как стратегического ресурса развития общеобразовательного учреждения. Для решения проблем инновационного развития школы необходимо определить условия формирования такой организационной культуры, которая создаёт в школе образовательную среду, насыщенную новыми ценностями, отличающуюся гибкостью реагирования на инновационные изменения, открытостью, креативностью и инициативным поведением субъектов образовательного процесса в создании и внедрении педагогических и управленческих инноваций.
Цель данной работы – рассмотреть особенности формирования и развития организационной культуры школы.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы формирования организационной культуры.
Провести структурно-функциональный анализ организационной культуры.
Охарактеризовать основные типы организационной культуры образовательных учреждений.
Проанализировать опыт исследования организационной культуры в образовательном учреждении (школе).
Объектом исследования являются средние общеобразовательные учреждения.
Предмет исследования составляет организационная культура общеобразовательных учреждений (школы).
Методы исследования – аналитический, дедуктивный, индукционный, обобщение.