Введение
1 Теоритические аспекты в общественной работе с пожилыми людьми
1.1. Психология пожилого возраста
1.2Нормативно-правовая база общественного обслуживания граждан пожилого возраста
1.3. Основания для оказания социальной помощи пожилым людям
2. Организация социального обслуживания пожилых людей
2.1. Формы и виды работы с пожилыми людьми на примере зарубежного и отечественного опыта
2.2 Геронтологические центры
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что немаловажно в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Экономическая ситуация в России такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после пенсионного возраста. Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей.
В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.
Часто наступающее ухудшение здоровья и усиливающее снижение мобильности ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, всё внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты. Ослабление здоровья, возрастающее с годами, физическое одряхление ставят пожилого человека всё в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их помощи и опеке. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определённой мере адаптироваться к периоду старости. Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим культурным развитием, материальным и хозяйственными взаимоотношениями, личностными, в частности, национальными обычаями.
В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальной и деперсональной.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости.
Объект курсовой работы: процесс социального обслуживания пожилых людей.
Предмет курсовой работы: социальное обслуживание пожилых людей.
Цель работы: изучить психосоциальные проблемы пожилого возраста и выявить методы психологической коррекции и предупреждения этих проблем.
Задачи:
-определить проблемы пожилого возраста.
-определить зависимость психологического развития и особенностей личности в пожилом возрасте.
- рассмотреть старость как психосоциальную проблему.
Для реализации целей и решения задач данной курсовой работы я использовала учебники, монографии и справочную литературу. Применен метод ретроспективного и сравнительного анализа, также наблюдения и обобщения опыта социальной работы.