Введение
Глава 1 Основные понятия и правовое регулирование по теме исследования
Понятие и сущность государственной и страховой пенсии
Общие правила выплаты и доставки пенсии
Управление в сфере пенсионного страхования
Глава 2 Виды выплаты пенсии
Выплата пенсии по доверенности
Выплата пенсии гражданам,
Выплата недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера
Глава 3. Контроль за организацией выплаты пенсии
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время в России активизируется пенсионная реформа. Процесс реформирования отечественной пенсионной системы не прекращался на протяжении двух последних десятилетий. Однако в текущем году он вступил в очередную фазу. Двигателем текущего этапа пенсионной реформы стала принятая в декабре 2012 г. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Одним из самых существенных изменений, предусмотренных Стратегией, следует признать реформирование накопительного компонента российской пенсионной системы.
Стратегией, в частности, предусмотрено с 2014 г. для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в частной управляющей компании (далее - ЧУК) или негосударственном пенсионном фонде (далее - НПФ), перераспределение тарифа страховых взносов.
Для тех же граждан, которые перевели пенсионные накопления в ЧУК или НПФ, сохраняется величина тарифа на накопительную составляющую. При этом граждане, не осуществившие в течение 2013 г. перевод своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России, который размещает эти средства в государственной управляющей компании (далее - ГУК), лишаются возможности сделать это в дальнейшем.
В то же время Президент России В.В. Путин на встрече с Правительством РФ в мае 2013 г. отметил, что должной информационно-разъяснительной работы в обществе по поводу данных изменений не было проведено. Поэтому он не исключил возможности продления периода для выбора населением способа управления своими пенсионными накоплениями и на весь 2014 г. [17, c. 44]
Таким образом, актуальность данного иследования обусловлена тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных и страховых пенсий и их видов, а также организионно-правовых вопросов по выплате и начислению.
К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие и сущность и порядок выплаты государственных и страховых пенсий;
2) провести развёрнутый анализ по видам пенсий;
3) охарактеризовать контроль за организацией выплаты пенсий.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫПЛАТЫ СТРАХОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ
- ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
Пенсии периодически индексируются и повышаются. Но с каждым годом пенсионеров становится все больше, а граждан в трудоспособном возрасте – все меньше. Собираемых страховых взносов на всех пенсионеров уже не хватает, дефицит ПФР превышает 1 трлн рублей. Для сокращения объема пенсионных выплат многие специалисты предлагают повысить пенсионный возраст, который в России остается одним из самых низких, и отказаться от многочисленных льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию. Но на эти непопулярные, социально взрывоопасные меры российские власти не идут.
Локальный выход нашли в том, что на 2014 год заморозили накопительную часть пенсии – все страховые взносы независимо от возраста работника полностью отправляются на формирование страховой части пенсии, пойдут на латание дыры в бюджете Пенсионного фонда. Министр труда и социальной защиты М. Топилин: «Средства обязательной накопительной части пенсии фактически изымаются из пенсионной системы, не могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Это создает 300–400 млрд рублей дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому накопительная составляющая должна перестать быть обязательной и перейти в разряд добровольной».
В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию. Средний размер страховой пенсии по старости в середине 2013 года составлял 10 тыс. рублей, или примерно 1,7 прожиточного минимума пенсионера. В результате пенсионной реформы правительство рассчитывает довести этот показатель до 2,5 к 2030 году.
В будущем государство обещает вернуть позаимствованную в 2014 году накопительную часть пенсии. М. Топилин: «Ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда работник получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением».
Закон «О страховых пенсиях» [4], принятый 28 декабря 2013 года, составляtт основу пенсионной реформы. Ои вступил в действие 1 января 2015 года. Но в полной мере заработал для тех, кто начнет трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период.
С 2015 года пенсия будет делиться на страховую и накопительную, а также включать фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии.
Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года (при этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся и войдут в будущую пенсию) или сохранить. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% – в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника.
Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года. Принципы и методика определения ИПК после 1 января 2015 года и новая пенсионная формула описаны в законе «О страховых пенсиях» [26].
Государственной пенсией можно назвать «ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется на уровень инфляции за предыдущий год.
Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет). Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30.