Магистерская диссертация|Психология

Связь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием у юношей с аддиктивным поведением

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2018 | Страниц: 85

Цена: 2 000
Купить работу

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕЛДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПИСХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЮНОШЕЙ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

  • Понятие эмоционального интеллекта как личностного ресурса благополучия жизнедеятельности человека

1.1.1 Эволюция взглядов на решение проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций

  • Подходы к толкованию содержания понятия «эмоциональный интеллект», модели, виды и структура
  • Роль эмоционального интеллекта в предопределении успешности жизнедеятельности личности

1.2 Обоснование связи эмоционального интеллекта и успешности жизнедеятельности юношей с аддиктивным поведением

  • Психологические особенности юношей с аддиктивным поведением
  • Особенности взаимосвязи уровня сформированности эмоционального интеллекта и успешности у юношей с аддиктивным поведением

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕНИЙ С АДДИКЦИЕЙ 

2.1. Задачи, организация, основные этапы эмпирического исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования эмоционального интеллекта и психологического благополучия у девушек и юношей с аддиктивным поведением

Выводы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

В последнее время возросла потребность в исследовании индивидуально-психологических и социальных детерминант, обуславливающих успешность жизнедеятельности личности и ее психологическое благополучие. В качестве одного из факторов конструктивного поведения в обществе признан эмоциональный интеллект, который представляет собой когнитивную способность понимать эмоции, как свои, так и чужие, а также управлять собственными эмоциями. Известно, что данный показатель наиболее активно развивается в период юношества, в момент формирования базовых личностных структур.

На сегодняшний день, в отечественной и зарубежной литературе есть множество работ, посвященных исследованию феномена эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, А.Г. Гладких, Д. Гоулман, С.П Деревянко, Ю.С. Додонов, М. Зайднер, О. Ибарра, Д. Карузо, К. Кросс, Д.В. Люсин, О.В. Лунева, Дж. Мейер, Дж. Мэттью, В.В. Овсянникова, А.А. Панкратова, В.Г. Пичугин, Р.Б. Робертс, М.С. Родионова, Т.С. Спиркина, А.И. Савенков, Е.А. Сергеенко, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков и др.). 

За последнее десятилетие теоретические положения в исследовании эмоционального интеллекта были расширена и дополнены рядом диссертационных исследований. Так, эмоциональный интеллект был изучен у младщего школьного возраста (К.С. Кузнецова; А.Е. Добрин); у подросткового возраста (Ю.В. Давыдова); на этапе юношества (Л.Н. Вахрушева); у взрослых (Т.С. Киселева).

Изучение эмоционального интеллекта, как лабильного личностного свойства также тесно взаимосвязано с изучением факторов и предикторов, влияющих на уровень его развития. В последнее время таким обуславливающим факторам добавились кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в течение двух минувших десятилетий, которые оказали значительное влияние не только на психоэмоциональное состояние граждан, но также и на развитие социальных девиаций и аддикций - зависимостей от химических веществ и поведенческих паттернов. 

По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI в. распространение у людей различных зависимостей принимает характер эпидемии, затрагивающей более 400 млн. человек. Особую актуальность приобретает проблема аддиктивного (зависимого) поведения юношеского возраста как демографического и профессионального потенциала страны. Юноши с аддитивным поведением могут иметь нарушения в коммуникативно-эмпатической сфере, которые оказывают влияние на уровень развития их эмоционального интеллекта, показатели социально-психологической адаптации, а также качество взаимоотношений с другими людьми, что безусловно сказывается на их психологическом благополучии. Это подтверждает высокую исследовательскую значимость обозначенной проблемы. 

В последние время в психологических трудах, стали появляться исследования, которые раскрыли «взаимоотношения» различных форм зависимостей и отдельных черт коммуникативно-эмоциональной сферы индивидуума (Ю.Д. Бабаева, Т.Ю. Больбот, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Ю.А. Клейберг, Б.Р. Мандель, Л.Норман Кэнт, О.В. Литвиненко, К. Робертс, О.В. Смыслова, М. Фримэн, Н.А. Цой, Л.Н. Юрьева и др.). Тем не менее, работа по исследованию последствий зависимостей для разных структур в психике субъекта возрастного периода юности только начинается. Также недостаточно описаны компенсаторные механизмы, сдерживающие формирование зависимого поведения. В качестве таких механизмов можно рассматривать эмоциональный интеллект личности, предопределяющий ее психологическое благополучие.

Таким образом, возникает противоречие в том, что с одной стороны, для практики психокоррекции, реабилитации и сопровождения юношей с аддитивным поведением необходим набор адекватного психологического инструментария, с другой стороны, он может быть подобран только на основании поиска и исследования компенсаторных механизмов, нивелирующих формирование и закрепление аддитивного поведения.  

Указанное противоречие рождает проблему исследования связи эмоционального интеллекта с психологическим благополучием юношей с аддиктивным поведением для оказания им эффективной психологической и психокоррекционной помощи. 

Практическая значимость проблемы в сочетании с её недостаточной научной разработанностью обуславливает актуальность темы данного исследования: «Связь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием юношей с аддиктивным поведением».

Цель исследования: выявление связи эмоционального интеллекта с психологическим благополучием юношей с аддиктивным поведением.

Объект исследования: эмоциональный интеллект и психологическое благополучие.

Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия юношей с аддиктивным поведением.

Гипотеза исследования: существует связь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием у юношей и девушек с аддиктивным поведением.

Частные гипотезы исследования:

  1. Чем выше уровень психологического благополучия и его составляющие у девушек с аддиктивным поведением, тем выше их способность управлять своими эмоциями, понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, а также общий эмоциональный интеллект.
  2. В группе юношей шкалы психологического благополучия положительно связаны с пониманием юношами эмоций (своих и чужих), а также с внутриличностным эмоциональным интеллектом и общим эмоциональным интеллектом.
  3. Алекситимия отрицательно связана с психологическим благополучием и эмоциональным интеллектом.
  4. Алекситимия отрицательно коррелирует с показателями психологического благополучия и эмоционального интеллекта.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по теме исследования, изучив основные понятия - эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, аддиктивное поведение;
  2. Проанализировать особенности эмоционального интеллекта юношей с аддиктивным поведением;
  3. Выявить связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия юношей с аддиктивным поведением.

Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:   

  • Тест диагностики эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
  • Торонтская шкала алекситимии. Адаптирована в НИИ им. Бехтерева;
  • Методика диагностики психологического благополучия К. Риффа, адаптирована и валидизирована Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко и Н.Н. Лепешинским.

Математические методы обработки данных: 

  1. Описательные статистики;
  2. Критерий Колмогорова-Смирнова;
  3. Критерий Манна-Уитни;
  4. Критерий ранговой Корреляции Спирмена.

База исследования: Благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи».

Выборка: 61 наркозависимый, проходящие курс реабилитации. Возраст испытуемых варьируется от 15 до 25 лет.

Научная новизна заключается в том, что выявлены, проанализированы и описаны специфические особенности связи эмоционального интеллекта с психологическим благополучием у юношей с аддиктивным поведением. 

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов для составления программ коррекции и психологической помощи юношам с аддиктивным поведением, а также в работе психологов и психотерапевтов консультирующих юношей склонных к аддитивным формам поведения. Материалы исследования могут быть внедрены в систему профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов, педагогов и врачей реабилитационных центров.   

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕЛДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПИСХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЮНОШЕЙ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 1.1 Понятие эмоционального интеллекта как личностного ресурса благополучия жизнедеятельности человека

 1.1.1 Эволюция взглядов на решение проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций

Проблема отношения между мышлением и эмоциями относится к числу фундаментальных вопросов психологической науки. Изначально, в рамках психологии сам факт взаимосвязи мышления и эмоций выступил в форме признания особых видов мыслительной активности, отличных от обычных форм мышления.

Особенно остро проблема соотношения аффективных и мыслительных процессов стоит в психологии мышления. Уже представители раннего периода в данной отрасли психологического знания не могли не заметить того очевидного факта, что мышление индивидуума состоит в том числе и из эмоциональных процессов. Авторы раннего периода исследований интеллекта дифференцировали мыслительную сферу. Например, Г. Майер подразделял мышление на две формы: 1)«судящее» мышление; 2)эмоциональное мышление [86, С.38], а Т. Рибо когнитивную сферу на интеллектуальное мышление и аффективное мышление [68]. Зачастую, эмоциональное мышление понималось, как тот механизм, который функционирует в повседневной жизни личности, а сам процесс интеллектуального познания, и собственно мышления связывалось с научной деятельностью. При этом, из последнего «научного» мышления исключалась любая доля «эмоциональности». Однако, несколько позднее ряд исследователей отмечали, что интеллектуальные эмоции играют важную роль для науки, являясь одним из ключевых элементов научной мысли [64, С.53].

В книге Г. Майера «Psychologie dеs Emotionalеn Dеnkens» (l908) впервые была приведена систематизированная по существенным характеристикам классификация базовых видов мышления. Главной заслугой исследователя было выделение наряду с собственно логической формой мышления, таких видов мыслительной детальности, которые имеют тесные взаимосвязи со сферой его эмоций и мотиваций: эмоциональное, аффективное и т.д. В книге Г. Майера присутствует ряд интересных для психологии идей, так автор рассматривает термин «суждение» в более широком контексте [86]. При непосредственном рассмотрении понятия «суждение» несомненно очевидной является взаимосвязь термина «суждение» с вербальным высказыванием, но при этом важно отметить, что судящая деятельность разума присутствует во всем спектре познавательных процессов: различение и отождествление ощущений, продуктов памяти и воображения, восприятие — все эти познавательные процессы сопровождаются актами рассудочной деятельности, хотя большинству из этих процессов не соответствуют какие-либо вербальные проявления. Сами процессы мыслительной деятельности (как связанные с вербальными высказываниями, так и не связанные с ними) автор подразделяет на две формы: 1) судящее мышление; 2) эмоциональное мышление. Таким образом, автор подчеркивает, что факт того, что в мышлении главную роль играет познавательный интерес индивидуума является предрассудком. Таким образом, работы Г. Майера убедительно демонстрируют, что «эмоциональное мышление» играет важную роль в интеллектуальной деятельности индивидуума.

  1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста / В.А. Алексеев // Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – С. 147-152.
  2. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. – 2008. – №1. – С.39-43.
  3. Андреева И.Н. О становлении понятия «Эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии, 2008, №5. С. 83-95. 
  4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 31-39.
  5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии. №3, 2006, с. 78-86.
  6. Андронова Е.Ю. Эмоциональный интеллект в структуре личностных особенностей руководителей // Ананьевские чтения 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19-21 октября 2010 г. в двух частях.
  7. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник ЮУрГУ, № 42, 2009. С. 4-10. 
  8. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 60-78.
  9. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола //Психологические исследования и психотерапия в наркологии: Сб.ст. Л., 1989. - С. 88-93.
  10. Бродский А. Эпштейн С. Вы мудрее, чем вы думаете / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2000. 342 с.
  11. Вдовиченко A.A. Патохарактерологическое исследование подростков, злоупотребляющих токсическими ингалянтами //Сб. науч. тр. Ленингр. психоневрол. НИИ им.В.М.Бехтерева. Л., 1989. - Вып. 123. - С.79- 82. 
  12. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 143 с.
  13. Воробьева Т. Профилактика зависимости от психоактивных веществ: особенности работы с подростками группы риска: метод. пособие / Т. Воробьева, А. Ялтонская. – М.: УНП ООН. – 2008. – 24 с.
  14. Воротилина Г.А. Соотношение черт мужественности-женственности в структуре личности алкоголизирующихся подроствов // Психопатические расстройства у подростков: Республиканский сб. науч. тр. НИИ им. В.М.Бехтерева. Л., 1989.- Т.116. - С. 80-85. 
  15. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. Научн.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. С. 25-25.
  16. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе. / Д. Гоулман; пер. с англ.А.П. Исаевой. – М.: «АСТ»: «АСТ МОСКВА»; Владимир: «ВКТ», 2010. – 476, [4] с.
  17. Грановская P.M. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003.
  18. Гульдан В.В., Корсун A.M. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам // Вопросы наркологии. 1990. - № 2. - С. 40-44. 
  19. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. —2007. — №2. - С. 92-100.

 

  1. Деревянко С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 90-113.
  2. Джозеф Д. Л., Ньюман Д. А. (2010). Эмоциональный интеллект: интегративный Мета-анализ и каскадная модель. Журнал прикладной психологии, 54–78.
  3. Дмитриева Т.Н. Об особенностях наркологической патологии при различных патохарактерологических нарушениях у подростков// Проблемы наркологии 90: Сб. науч. трудов (Республиканский). - М., 1990. - С.49-53. 
  4. Дубровина Л.А., Домшенко Е.Н., Шелобаева И.Д. Развитие эмоционального интеллекта у подростков как условие профилактики социальных аддикций // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2015. - № 7. – С. 113-121.
  5. Дурандина А.И., Сирота H.A., Ялтонский В.М. Факторы, влияющие на формирование гашишной наркомании в пубертатном и подростково-юношеском возрасте. // Вопросы наркологии. 1992.- № 3 .- С. 32-33. 
  6. Есипова М.Е. Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов (на примере молодых специалистов). / М.Е. Есипова. // Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч. – практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2011 г. / Отв. за вып.А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. – пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – 268 с. – С.180-183.
  7. Заиграев Г.Г. Общество и алкоголь- М.,НИИ МВД РФ, 1992. 200 с. 
  8. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. -- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. -- С. 264-267
  9. Иванова Т.В. Прогностическое значение личностных особенностей для профилактики рецидивов гашишизма у подростков //Саморазрушающее поведение у подростков: Сб. научных трудов. Л., Изд. Лен. психоневрол. НИИ им.В.М. Бехтерева, 1991.- Т. 128.- С.87-92.
  10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – СПб: «Питер», 2001. – 752 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  11. Карпов, А.В. Исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя. / А.В. Карпов, А.С. Петровская. // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, М.: Международная Академия Психологических Наук, 2007, Выпуск 5. – 323 с. – С.32-35.
  12. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с.
  13. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии / М.-Ярославль: Институт психологии РАН, 2002. 352 с.
  14. Кете де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. / М. Кете де Врис; Пер. с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 311 с.
  15. Колобова Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1992. 25 с.
  16. Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
  17. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Константинова Н.Я. Распространенность употребления психоактивных веществ учащимися средних учебных заведений г. Москвы.// Вопросы наркологии. 1994. - № 32. - С.79-83. 
  18. Красильникова М.Н., Юлдашев В.Л., Николаев Ю.М. Роль социальных и биологических факторов в формировании аддиктивного и девиантного поведения девочек-подростков // Здравоохрание Башкортостана. 1998. -№5-6. - С.85-88. 
  19. Краснопольская Н. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник БГУ. 2012. №1 (2). С.150-154
  20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Сфера, 2011. – 464с.
  21. Лакосина Н.Д., Милушева Г.А. О девиантном поведении подростков на ранних этапах злоупотребления токсическими веществами и алкоголем // Журнал невропатологии и психиатрии. 1992. - № 3. - С. 98-101. 
  22. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков: Сб. науч. трудов. Л.: Изд. Лен. науч.-исслед. психоневрол. ин-таим. Бехтерева, 1991. - Т. 128. - С.9-14. 
  23. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство.-Л: Медицина, 1991.- 304 с. 
  24. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Высшая школа, 1972. 274 с.
  25. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб.пособие. / А.П. Лобанов. – Мн.: «Новое знание», 2008. – 376 с.
  26. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. / А.П. Лобанов. – Мн.: «Агентство Владимира Гревцова», 2008. – 296 с.
  27. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Наука, 1982. 216 с.
  28. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: Опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006, №4. С. 3-22.
  29. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  30. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
  31. Макаренко Ю.А. Система организации эмоционального поведения. М.: Наука, 1980. 372 с.
  32. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 3. - С. 149-152. 
  33. Морозова М.В. О характеристиках феномена внушаемости у несовершеннолетних //Пограничные расстройства в судебно-психиатрической практике: Сб. науч. трудов. М., 1991. - С. 43-47. 
  34. Наркомании у подростков/ В.С.Битенский, В.Г.Херсонский, С.В.Дворяк, В.А.Глушков.- Киев: Здоровье, 1989.- 216 с. 
  35. О’Бойл, Е.Х, Хамфри, Р.Х., Поллацк, Хаввек, Т.Х. (2010) Связь между эмоциональным интеллектом и работой: Мета-анализ. Журнал организационного поведения.
  36. Опросник Н. Холла (опросник EQ) (Методика оценки «эмоционального интеллекта»). // Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 215 с. – С.57-59.
  37. Орел Е.А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта 3mIQ // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 297-307.
  38. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопросы психологии, 2010, № 2. С. 111-119.
  39. Пантелеева Т. В. Особенности эмоционального интеллекта интернет-аддиктов в ранней юности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01. - Москва, 2016. - 25 с.
  40. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.
  41. Пелипас В.Е., Рыбакова JI.H., Цетлин М.Г. Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков //Вопросы наркологии. 2000. - № 2. - С.54-60. 
  42. Петридес, К. В., Фредерицксон, Н., & Фурнхам, А. (2004). Роль признаков эмоционального интеллекта в успеваемости и девиантном поведении в школе. Личностные и индивидуальные различия, 36, 277-293.
  43. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.224 с. 
  44. Профилактика употребления спиртных напитков учащимися средних профтехучилищ и общеобразовательных школ: Методические рекомендации/Составители: Г.М.Энтин, И.А.Никифоров, A.C. Овчинская, Г.И.Шурыгин. М., 1987.- 21 с. 
  45. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 236 с.
  46. Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.
  47. Резников С.Г., Дробышев В.В., Голева О.П., Краснощекий В.Е. Факторы, определяющие развитие алкоголизации у учащихся сельских профессионально-технических училищ // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. - № 7. - С.31-34. 
  48. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М.: Просвещение, 1979. 463 с.
  49. Рибо Т. Логика чувств. В 2-х частях. / Пер. с франц. Киев; Одесса; Петербург: Южно- русск. кн. изд-во. 1912.
  50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 712 с.
  51. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
  52. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -М.: Наука, 1983. 378 с.
  53. Слоневская С.Ю., Надеждин A.B., Авдеев С.Н. Факторы снижения эффективности превентологических программ // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса- М.:РОСИНЭКС, 2001. С.68-69. 
  54. Солодкова Татьяна Ивановна. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «Выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №2. С.55-57 
  55. Стейн, С. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / С. Стейн, Г. Бук. – Днепропетровск: Изд-во Баланс Бизнес Букс, 2007. С. 339.
  56. Степанов И. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №88. С.110-115 
  57. Степанов Игорь Сергеевич. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта // Вестник ЧГПУ. 2012. №11. С.205-217 
  58. Субботин В. Эмоциональный интеллект – универсальный рецепт успеха? [Электронный ресурс] / В. Субботин // http://www.antropos.ru/articles_item.php?aid=173&lang=rus
  59. Сысоева Т. А. Приемы, и стратегии, используемые при идентификации эмоций. // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 153-166.
  60. Технологии профилактики девиаций в социальной сфере: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Я.И. Гилинского. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 200 с.
  61. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1969. 188 с.
  62. Толстых H.H., Кулаков С.А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки// Вопросы психологии. 1989. - №2. -С.35-38. 
  63. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3-14.
  64. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 11-30.
  65. Федоренко Е.Ю. Психологические причины аддиктивных форм поведения, подходы к профилактике / Е.Ю. Федоренко. – Пермь: ПГПУ, 2005. – 146 с.
  66. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. 264 с.
  67. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. Статья о работе Майера «Эмоциональное мышление». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с.
  68. Ширинская Н.Е. Специфика профессиональной направленности в структуре эмоционального интеллекта // Мир науки, культуры, образования. – 2011, № 6-2, С. 201-204.
  69. Штроо, В.А. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров. / В.А. Штроо, С.Ю. Серов. // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы одиннадцатой междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 588 с. – С.372-377.
  70. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональныйподход / Пер. с англ. СПб., М.: ЭКСМО - Пресс, 2002. 345 с.
  71. Эльмурзаева Раиса Ахмедовна. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. №3 (15). С.95-102
  72. Эмоциональный интеллект – ключ к успеху https://brainapps.ru/blog/2016/02/yemocionalnyy-intellekt-klyuch-k-uspekh/ – [Электронный ресурс] BrainApps.ru, 09.02.2018.
  73. Ялтонский В.М., Сирота H.A. Исследование особенностей самооценки и условий ее формирования при аддиктивном поведении и гашишной наркомании у подростков //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. - № 2. - С.79-80.
  74. Bar-On, R., Broun, J.M., Kirkcadly, B.D., & Thome, E.P. Emotional expression and implications for occupational stress; An application of the Emotional Quotient inventory (EQ-i). Personality and Individual Defferences.28, 2000. (pp. 1107-1118).
  75. Emotional intelligence: an international handbook / Ralf Schulze, Richard D. Roberts (eds.). Cambridge - Göttingen: Hogrefe & Huber Publisher. 2005
  76. Epstein, S. & Meier, P. Constructive thinking: A broad coping variable with specific components. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, 57, P. 332-350.
  77. Flavell J.H. Cognitive monitoring // children's oral communication skills. Academic Press. 1981. P. 35-60.
  78. Flavell J.H., P.H. Miller, and S.A. Miller. Cognitive Development. Third edition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall 1993.
  79. Friedman, H., Riggio, R. Effect of Individual Differences in Nonverbal Behavior 6 (1981): p. 32-58.
  80. Gardner H. Multiple intelligence. — N.Y., 1993.
  81. Kluwe R. Cognitive Knowledge and executive control: Metacognition. In: D.R.Griffin (Ed.). Animal mind-human mind, New York: Springer-Verlag. 1982. P. 201-204.
  82. Mayer, J.D., Salovey, P., & Caruso, D.R. Emotional Intelligence Tests (MSCEIT) User's Manual. Toronto: Multy-Health Systems, 2002.
  83. Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed. By V. Yzerbyt et al. SAGE Publications. 2002. 253 p.
  84. Nelson Т.О., Narens L. Metamemory: a theoretical framework and new findings. In G. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation, Vol. 26. New York: Academic Press., 1990, pp. 125-141.
  85. Werch C.E., Pappas D.M., Carlson J.M., DiClemente C.C. Six-month outcomes of an alcohol prevention program for inner-city youth. // Am. J. Health Promot., 1999, Mar.-Apr., 13(4), pp. 237-240 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Психология
2014 год 151 стр.
Детерминанты конфликтного взаимодействия в супружеских парах
diplomstud
Магистерская диссертация Психология
2020 год 82 стр.
Дипломная Влияние производственной среды на работников Крайнего Севера
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 79 стр.
Диссертация Мотивация к достижению успеха у подростков
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2017 год 99 стр.
Диссертация Внутриличностный конфликт
Alcofribas
Магистерская диссертация Психология
2019 год 84 стр.
Диплом Особенности познавательного развития детей в предшкольном образовании
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское