Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕЛДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПИСХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЮНОШЕЙ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
- Понятие эмоционального интеллекта как личностного ресурса благополучия жизнедеятельности человека
1.1.1 Эволюция взглядов на решение проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций
- Подходы к толкованию содержания понятия «эмоциональный интеллект», модели, виды и структура
- Роль эмоционального интеллекта в предопределении успешности жизнедеятельности личности
1.2 Обоснование связи эмоционального интеллекта и успешности жизнедеятельности юношей с аддиктивным поведением
- Психологические особенности юношей с аддиктивным поведением
- Особенности взаимосвязи уровня сформированности эмоционального интеллекта и успешности у юношей с аддиктивным поведением
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕНИЙ С АДДИКЦИЕЙ
2.1. Задачи, организация, основные этапы эмпирического исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования эмоционального интеллекта и психологического благополучия у девушек и юношей с аддиктивным поведением
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В последнее время возросла потребность в исследовании индивидуально-психологических и социальных детерминант, обуславливающих успешность жизнедеятельности личности и ее психологическое благополучие. В качестве одного из факторов конструктивного поведения в обществе признан эмоциональный интеллект, который представляет собой когнитивную способность понимать эмоции, как свои, так и чужие, а также управлять собственными эмоциями. Известно, что данный показатель наиболее активно развивается в период юношества, в момент формирования базовых личностных структур.
На сегодняшний день, в отечественной и зарубежной литературе есть множество работ, посвященных исследованию феномена эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, А.Г. Гладких, Д. Гоулман, С.П Деревянко, Ю.С. Додонов, М. Зайднер, О. Ибарра, Д. Карузо, К. Кросс, Д.В. Люсин, О.В. Лунева, Дж. Мейер, Дж. Мэттью, В.В. Овсянникова, А.А. Панкратова, В.Г. Пичугин, Р.Б. Робертс, М.С. Родионова, Т.С. Спиркина, А.И. Савенков, Е.А. Сергеенко, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков и др.).
За последнее десятилетие теоретические положения в исследовании эмоционального интеллекта были расширена и дополнены рядом диссертационных исследований. Так, эмоциональный интеллект был изучен у младщего школьного возраста (К.С. Кузнецова; А.Е. Добрин); у подросткового возраста (Ю.В. Давыдова); на этапе юношества (Л.Н. Вахрушева); у взрослых (Т.С. Киселева).
Изучение эмоционального интеллекта, как лабильного личностного свойства также тесно взаимосвязано с изучением факторов и предикторов, влияющих на уровень его развития. В последнее время таким обуславливающим факторам добавились кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в течение двух минувших десятилетий, которые оказали значительное влияние не только на психоэмоциональное состояние граждан, но также и на развитие социальных девиаций и аддикций - зависимостей от химических веществ и поведенческих паттернов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI в. распространение у людей различных зависимостей принимает характер эпидемии, затрагивающей более 400 млн. человек. Особую актуальность приобретает проблема аддиктивного (зависимого) поведения юношеского возраста как демографического и профессионального потенциала страны. Юноши с аддитивным поведением могут иметь нарушения в коммуникативно-эмпатической сфере, которые оказывают влияние на уровень развития их эмоционального интеллекта, показатели социально-психологической адаптации, а также качество взаимоотношений с другими людьми, что безусловно сказывается на их психологическом благополучии. Это подтверждает высокую исследовательскую значимость обозначенной проблемы.
В последние время в психологических трудах, стали появляться исследования, которые раскрыли «взаимоотношения» различных форм зависимостей и отдельных черт коммуникативно-эмоциональной сферы индивидуума (Ю.Д. Бабаева, Т.Ю. Больбот, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Ю.А. Клейберг, Б.Р. Мандель, Л.Норман Кэнт, О.В. Литвиненко, К. Робертс, О.В. Смыслова, М. Фримэн, Н.А. Цой, Л.Н. Юрьева и др.). Тем не менее, работа по исследованию последствий зависимостей для разных структур в психике субъекта возрастного периода юности только начинается. Также недостаточно описаны компенсаторные механизмы, сдерживающие формирование зависимого поведения. В качестве таких механизмов можно рассматривать эмоциональный интеллект личности, предопределяющий ее психологическое благополучие.
Таким образом, возникает противоречие в том, что с одной стороны, для практики психокоррекции, реабилитации и сопровождения юношей с аддитивным поведением необходим набор адекватного психологического инструментария, с другой стороны, он может быть подобран только на основании поиска и исследования компенсаторных механизмов, нивелирующих формирование и закрепление аддитивного поведения.
Указанное противоречие рождает проблему исследования связи эмоционального интеллекта с психологическим благополучием юношей с аддиктивным поведением для оказания им эффективной психологической и психокоррекционной помощи.
Практическая значимость проблемы в сочетании с её недостаточной научной разработанностью обуславливает актуальность темы данного исследования: «Связь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием юношей с аддиктивным поведением».
Цель исследования: выявление связи эмоционального интеллекта с психологическим благополучием юношей с аддиктивным поведением.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и психологическое благополучие.
Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия юношей с аддиктивным поведением.
Гипотеза исследования: существует связь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием у юношей и девушек с аддиктивным поведением.
Частные гипотезы исследования:
- Чем выше уровень психологического благополучия и его составляющие у девушек с аддиктивным поведением, тем выше их способность управлять своими эмоциями, понимание эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, а также общий эмоциональный интеллект.
- В группе юношей шкалы психологического благополучия положительно связаны с пониманием юношами эмоций (своих и чужих), а также с внутриличностным эмоциональным интеллектом и общим эмоциональным интеллектом.
- Алекситимия отрицательно связана с психологическим благополучием и эмоциональным интеллектом.
- Алекситимия отрицательно коррелирует с показателями психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
- Проанализировать литературу по теме исследования, изучив основные понятия - эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, аддиктивное поведение;
- Проанализировать особенности эмоционального интеллекта юношей с аддиктивным поведением;
- Выявить связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия юношей с аддиктивным поведением.
Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:
- Тест диагностики эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
- Торонтская шкала алекситимии. Адаптирована в НИИ им. Бехтерева;
- Методика диагностики психологического благополучия К. Риффа, адаптирована и валидизирована Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко и Н.Н. Лепешинским.
Математические методы обработки данных:
- Описательные статистики;
- Критерий Колмогорова-Смирнова;
- Критерий Манна-Уитни;
- Критерий ранговой Корреляции Спирмена.
База исследования: Благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи».
Выборка: 61 наркозависимый, проходящие курс реабилитации. Возраст испытуемых варьируется от 15 до 25 лет.
Научная новизна заключается в том, что выявлены, проанализированы и описаны специфические особенности связи эмоционального интеллекта с психологическим благополучием у юношей с аддиктивным поведением.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов для составления программ коррекции и психологической помощи юношам с аддиктивным поведением, а также в работе психологов и психотерапевтов консультирующих юношей склонных к аддитивным формам поведения. Материалы исследования могут быть внедрены в систему профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов, педагогов и врачей реабилитационных центров.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕЛДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПИСХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЮНОШЕЙ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта как личностного ресурса благополучия жизнедеятельности человека
1.1.1 Эволюция взглядов на решение проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций
Проблема отношения между мышлением и эмоциями относится к числу фундаментальных вопросов психологической науки. Изначально, в рамках психологии сам факт взаимосвязи мышления и эмоций выступил в форме признания особых видов мыслительной активности, отличных от обычных форм мышления.
Особенно остро проблема соотношения аффективных и мыслительных процессов стоит в психологии мышления. Уже представители раннего периода в данной отрасли психологического знания не могли не заметить того очевидного факта, что мышление индивидуума состоит в том числе и из эмоциональных процессов. Авторы раннего периода исследований интеллекта дифференцировали мыслительную сферу. Например, Г. Майер подразделял мышление на две формы: 1)«судящее» мышление; 2)эмоциональное мышление [86, С.38], а Т. Рибо когнитивную сферу на интеллектуальное мышление и аффективное мышление [68]. Зачастую, эмоциональное мышление понималось, как тот механизм, который функционирует в повседневной жизни личности, а сам процесс интеллектуального познания, и собственно мышления связывалось с научной деятельностью. При этом, из последнего «научного» мышления исключалась любая доля «эмоциональности». Однако, несколько позднее ряд исследователей отмечали, что интеллектуальные эмоции играют важную роль для науки, являясь одним из ключевых элементов научной мысли [64, С.53].
В книге Г. Майера «Psychologie dеs Emotionalеn Dеnkens» (l908) впервые была приведена систематизированная по существенным характеристикам классификация базовых видов мышления. Главной заслугой исследователя было выделение наряду с собственно логической формой мышления, таких видов мыслительной детальности, которые имеют тесные взаимосвязи со сферой его эмоций и мотиваций: эмоциональное, аффективное и т.д. В книге Г. Майера присутствует ряд интересных для психологии идей, так автор рассматривает термин «суждение» в более широком контексте [86]. При непосредственном рассмотрении понятия «суждение» несомненно очевидной является взаимосвязь термина «суждение» с вербальным высказыванием, но при этом важно отметить, что судящая деятельность разума присутствует во всем спектре познавательных процессов: различение и отождествление ощущений, продуктов памяти и воображения, восприятие — все эти познавательные процессы сопровождаются актами рассудочной деятельности, хотя большинству из этих процессов не соответствуют какие-либо вербальные проявления. Сами процессы мыслительной деятельности (как связанные с вербальными высказываниями, так и не связанные с ними) автор подразделяет на две формы: 1) судящее мышление; 2) эмоциональное мышление. Таким образом, автор подчеркивает, что факт того, что в мышлении главную роль играет познавательный интерес индивидуума является предрассудком. Таким образом, работы Г. Майера убедительно демонстрируют, что «эмоциональное мышление» играет важную роль в интеллектуальной деятельности индивидуума.