Введение
Глава 1. Понятие и функции законодательной власти РФ
1.1. Система и структура законодательной власти
1.2. Основные функции законодательной власти
1.3. Специальные функции законодательной власти
Глава 2. Проблемы и перспективы развития института законодательной
власти в РФ
2.1. Основные проблемы развития института законодательной власти в РФ
2.2. Перспективы развития института законодательной власти в РФ
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы заключается в том, что государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется благодаря разделению на три основных ветви: законодательную, исполнительную и судебную власть. Этот принцип закреплен в десятой статье Конституции Российской Федерации. Важным условием для понимания природы, взаимодействия трех ветвей власти является положение, изложенное в указанной статье формирующее их независимость. Этот принцип был разработан мировой практикой развития демократических государств. Его суть заключается в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между независимыми государственными органами. Поскольку есть три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна выполняться независимо от соответствующего государственного органа. Наоборот, сочетание законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одной ветви государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти в этом органе, что создает возможность установления диктаторского политического режима в стране. Каждый государственный орган, который осуществляет одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Эту схему отношений часто называют системой сдержек и противовесов. Данный процесс представляет собой единственную возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
В работе будет рассмотрена одна из основных ветвей государственной власти в Российской Федерации, а именно законодательная. Законодательными органами являются: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Законодательные органы являются одновременно представительными органами, иными словами представляют и показывают основные интересы народа государства. Эти органы, которые имеют разные названия в субъектах Российской Федерации, избираются гражданами Российской Федерации и имеют исключительное право принимать законы - Федеральное собрание на всей территории страны, а законодательные органы субъектов Российской Федерации на подвластных им территориях.
Законодательные органы всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, которые сами не являются органом законодательной власти. Кроме того, аппараты не являются органами власти в органах государственной власти, осуществляя подготовительную и экспертную работу. Законодательные органы наделены определенными полномочиями при помощи, которых они могут участвовать в назначении должностных лиц, ведении контроля и других основных функций, но при этом главной задачей будет оставаться принятие законов.
Объект работы: ветви государственной власти.
Предмет работы: законодательная власть РФ.
Цель работы: изучить законодательную власть В РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть систему и структуру законодательной власти;
- изучить основные функции законодательной власти;
- охарактеризовать специальные функции законодательной власти
- проанализировать основные проблемы развития института законодательной власти в РФ;
- определить перспективы развития института законодательной власти в РФ.
Степень разработки темы исследования. Различные вопросы, касающиеся законодательной власти, разрабатывали такие ученые, как Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, Р.С. Болдырев, В.В. Водовозов, В.Д. Горобец, Д.А. Керимов, А.И. Ким, П.Н. Кириченко, А.Н. Кокотов, Н.М. Коркунов, И.В. Котелевская, И.А. Кравец, Л.А. Кравченко, И.Н. Кузнецов, О.Е. Кутафин, Л.В. Лазарев, В.А. Лебедев, Т.И. Новицкая, С.В. Поленина, А.В. Савоськин, М.Н. Марченко, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, В.Е Усанов, Г.Н. Чеботарев, В.Е. Чиркин и другие.
Методику исследования составили примы и способы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные юридической практикой: анализ, сравнительное правоведение, толкование и др.)
Анализ источников и литературы [7; 9; 10; 11; 17; 18 и др.] показывает, что тема интересна для исследования с более фокусированным методологическим и методическим аппаратом для обоснования необходимых мер по реформированию законодательной власти.
Место и значение результатов исследования определяется тем, что рассматриваются теория и практика решения проблем развития института законодательной власти в РФ.
Глава 1. Понятие и функции законодательной власти РФ
1.1. Система и структура законодательной власти
Представительная власть понимается как одно из звеньев публичной власти, при помощи которого народ осуществляет свои суверенные права. Основными же органами, осуществляющими представительную власть, выступают представительные органы власти (государственные, муниципальные). В соответствии с доктриной разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной). Оба термина: «представительная власть» и «законодательная власть» неразрывно связаны друг с другом. Эта связь установилась сразу же после разработки принципа разделения властей [7, с. 4].
К XVII - концу XIX вв., когда идеи парламентаризма сформировались в доктрине разделения властей, парламенту как законодательной власти отводилось особое место. Причем уже тогда был сделан вывод о связи представительства народа с законодательной деятельностью, а закона с народным волеизъявлением избирателей.
Еще Д. Локк отмечал, что «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в мире каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Этот приоритет перед всеми остальными ветвями власти обусловливает представительный характер законодательной власти.
Несмотря на неразрывную связь данных терминов, они не подменяют друг друга. Категория «представительная власть» не может употребляться в отношении законодательной власти вообще, безотносительно к реализующим ее органам, поскольку законодательные полномочия при определенных обстоятельствах могут осуществлять и иные, не представительные учреждения, например при делегированном законодательстве. И наоборот, представительное учреждение не обязательно наделяется законодательной властью. Следует отметить, что определение ветви власти вообще и представительной (законодательной) ветви власти, в частности, в современной российской науке, несмотря на обилие исследований представительных органов и принципа разделения властей, дано не было. Сам термин «ветвь» не является строго юридическим. Высказывается позиция, что ветвь государственной власти обладает четырьмя качественными признаками.
Во-первых, это особая разновидность государственной власти в данном государстве.
Во-вторых, ей присуща особая функция в управлении государством, которую не могут выполнять другие виды власти.
В-третьих, ей присуща автономия, независимость и самостоятельность при осуществлении своей функции государственной власти.
В-четвертых, ветвь государственной власти обладает определенными организационными формами, своими органами, правовыми институтами, регулирующими реализацию данного вида государственной власти [16, с. 27].
Представительная власть может осуществляться как на местном, так и на государственном уровне через выборные представительные органы. Применительно к советскому периоду обосновывался вывод о том, что вся полнота государственной власти была закономерно сосредоточена в представительных органах - Советах, для которых специфичной являлась их полновластная деятельность по общегосударственному и местному руководству.
Более точным представляется определение представительной власти как власти, осуществляемой от имени народа (или его части) выборными представителями, объединенными в коллегиальном учреждении (представительном органе) на строго определенный срок. В науке конституционного права нет однозначности в подходах к пониманию представительной природы власти, к выделению свойств, присущих как в целом ей, так и представительным учреждениям, в частности. Отсутствует и единство употребляемой терминологии: представительная власть, представительная природа, представительная демократия, представительность. Часто представительная власть называется неотъемлемым принципом (атрибутом) демократически организованной публичной власти без дальнейшего ее раскрытия.
I Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - М.: Эксмо, 2015. - 94 с.
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 1 июня 2017 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24 ст. 2253.
3. Федеральный закон РФ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 30 октября 2017 г. № 299-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005.
4. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 N 229-ФЗ (в ред. от 1 июля 2017 г. № 140-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 50 (часть IV) ст. 6952.
II Монографии и учебники:
5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 с.
6. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 164 с.
7. Булаков О.Н. Функции палат парламентов (теория и практика). На примере Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / О.Н. Булаков // Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы, 2013. - № 6. - С. 2-6.
8. Васецкий Н.А. Парламентаризм в России / Н.А. Васецкий. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 240 с.
9. Габдрахманова Г.Р. Институт законодательной власти в массовом политическом сознании российского общества / Г.Р. Габдрахманова // Власть, 2014. - № 6. - С. 73-77.
10. Гоголева Т.Н., Мажарова Л.А. Регламент работы органов законодательной власти как элемент институционального механизма государственных решений и оценка его эффективности / Л.А. Гоголева Т.Н., Мажарова //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2012. - Т. 18. - № 1. - С. 358-362.
11. Загурская Л.А. Вопросы взаимодействия государственных институтов власти в субъектах Российской Федерации / Л.А. Загурская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2014. - Т. 27. - № 2. - С. 112-117.
12. Зайцева И.В. Парламентаризм в России / И.В. Зайцева. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 39 с.
13. Карпов В.А. Российский парламентаризм / В.А. Карпов. - М.: Издательство Белый Берег, 2012. - 60 с.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Зорькина. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА, 2011. - 1008 с.
15. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др. / Отв. ред. С.И. Носов. - М.: Статут, 2014. - 391 с.
16. Окулич И.П., Волтунов Д.В., Сероус А.В. Регламент в системе нормативного регулирования деятельности парламента в Российской Федерации / И.П. Окулич, Д.В. Волтунов, А.В. Сероус. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. - 272 с.
17. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс. / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др./ Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2014. – 692 с.
18. Разграничение полномочий между уровнями власти. Парламентские слушания в Государственной Думе РФ. Муниципальная власть, 2012. - № 3. - С. 7-9.
19. Савченко М.С. Правовой механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: исторический опыт и современность / М.С. Савченко // Общество и право, 2012. - № 2. - С.29-32.
20. Свистунова Л.Ю. Конституционное закрепление и реализация основных функций законодательного (представительного) органа государственной власти в Российской Федерации / Л.Ю. Свистунова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014. - № 101. - С. 1-17.
21. Свистунова Л.Ю. Парламентские слушания как организационно-правовая форма деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти в Российской Федерации: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. / Л.Ю. Свистунова. - Саратов, 2014. - 26 с.
22. Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации / А.В. Федотов // История государства и права, 2009. - № 5. - С. 59-65.