ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль стратегического анализа при разработке стратегии
1.2. Методы стратегического управления
1.3. Методы формирования миссии и целей организации
- СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ»
2.1. Общая характеристика ОАО «Электроагрегат»
2.2. Разработка миссии и стратегических целей ОАО «Электроагрегат»
- РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ»
3.1. Портфельный анализ деятельности предприятия
3.2. Выработка стратегических рекомендаций для улучшения функционирования ОАО«Электроагрегат»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Примерно три десятилетия назад стратегический менеджмент занял основное место в управленческой деятельности предприятий, придя на смену жесткому планированию директивной экономики. Уже долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах прошедшего столетия, оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность корпорациям расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. [2, c. 11] В стратегическом управлении долгосрочное пространство деятельности корпорации становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели корпорации в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде корпорации. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного – его вариативность, разработка альтернативных версий развития будущего корпорации.
В процессе развития стратегического управления создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического управления пришелся на конец 70-х – начала 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем экономических организаций. [Там же, с. 13]
Стратегическое управление организацией можно представлять в разных аспектах, однако, наиболее перспективным подходом является представление организации как системы, которая в свою очередь является подсистемой системы более высокого уровня. Таким образом, организация представляется как объект управления, на который воздействуют управляющие воздействия.
Повышение интереса к стратегическому управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе. В течение последних лет в экономике России происходят серьезные перемены. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны - ни в каких других странах мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.
За этот период в России было образовано множество компаний малого и среднего бизнеса, включая групповой бизнес. Несмотря на существенные различия компаний и фирм, предприятий, всем им приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.
Таким образом, все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе столкнулись с имеющей большое значение проблемой эффективного управления.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по стратегическому развитию ОАО «Электроагрегат». Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- определение понятия стратегии;
- хараткеристика стратегических методов управления;
- разработка миссии и стратегических целей ОАО «Электроагрегат»;
- проведение стратегического анализа ОАО «Электроагрегат».
Для решения вышеперечисленных задач были использованы различные методы и методологические рекомендации.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль стратегического анализа при разработке стратегии
Одним из наиболее важных этапов в разработке стратегии предприятия является стратегический анализ. Используя результаты именно этого этапа, разработчики стратегии экономических организаций вырабатывают конкретные мероприятия, на основании которых реализуется разработанная стратегия.
Процесс разработки стратегии должен начинаться для руководства и менеджеров этой организации с прояснения двух важных аспектов: привлекательность того сектора бизнеса, в котором работает компания и как будет выглядеть компания через несколько лет, придерживаясь существующих направлений своей деятельности. Если ответы на два предыдущих вопроса не были удовлетворительными, то необходимо выяснить, что тогда должна делать компания для того, чтобы свернуть некоторые виды деятельности, укрепив при этом свои позиции в оставшихся сферах, и освоить новые с целью оптимизации существующего "портфеля деловой активности".
Задача разработки и реализации планов по улучшению привлекательности и конкурентной силы каждой составляющей портфеля деловой активности компании является центральной во всей концепции стратегического управления на уровне предприятия [3, c. 29].
Стратегический анализ деятельности диверсифицированных компаний построен на концепциях и методах, используемых и для компаний, занимающихся одним видом деятельности. Но при этом также существует ряд новых аспектов, которые следует принимать во внимание, и дополнительные аналитические подходы, которые необходимо использовать. При оценке стратегии диверсифицированной компании, ее значимости и потенциальных возможностей в принятии решения о дальнейших действиях в области стратегического планирования менеджеры должны строго придерживаться процедуры, состоящей из следующих восьми этапов:
- Определение текущей стратегии корпорации.
- Составление одной или нескольких матриц делового портфеля компании с целью определения его характеристик.
- Сравнение долгосрочной привлекательности каждой из отраслей, в которых компания осуществляет свою деятельность.
- Сравнение конкурентной силы хозяйственных подразделений компании с целью определения наиболее жизнеспособных в соответствующих отраслях, являющихся серьезными конкурентами.
- Ранжирование хозяйственных единиц с учетом истории их развития и будущих перспектив.
- Оценка совместимости каждого хозяйственного подразделения со стратегией корпорации и определение ценности стратегических связей между существующими подразделениями.
- Классификация хозяйственных подразделений по принципу приоритетов инвестирования и принятия решения о характере стратегии для каждого отдельного хозяйственного подразделения: должна ли это быть агрессивная экспансия, укрепление и защита, пересмотр и изменение положения или "сбор урожая" или ликвидация. Задача разработки специальных стратегий для хозяйственных подразделений с целью укрепления их конкурентных позиций лежит обычно на менеджерах среднего звена управления, в то время как высшее руководство корпорации дает свои предложения и принимает окончательное решение.
- Инициирование новых стратегических мер, направленных на улучшение общего положения корпорации, изменение структуры портфеля путем приобретения и продаж, координация деятельности взаимосвязанных хозяйственных подразделений, позволяющая добиться сокращения издержек и передачи полезных навыков, и направление ресурсов корпорации в те области, где открываются наибольшие возможности.