Введение
Глава 1. Международный суд ООН
1.1 Организация Международного суда
1.2 Порядок образования международного суда
Глава 2. Международный суд ООН
2.1. Понятие юрисдикции Международного суда
2.2. Компетенция и судопроизводство Международного Суда
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования выбранной темы обусловлена рядом факторов.
Вопрос о поддержании международного мира с помощью международных органов, выносящих обязательное решение, приобрел реальное практическое значение в конце XX века, когда в международных отношениях стали проявляться некоторые новые тенденции.
Во-первых, тогда стало ясно ощущаться явление, получившее название "глобализация"; для международных отношений это означает, что ни одно государство мира не может существовать изолированно, и действия одного субъекта международного права отражаются на положении, правах и интересах других субъектов, а также и всего международного сообщества в целом. Явление глобализации отражается в универсализации международного права, в появлении новых обязательств erga omnes, а в целом - в повышении ответственности каждого члена международного сообщества за свои действия. Это же явление глобализации ведет к активизации международных отношений, к вовлечению в международно-правовое регулирование новых отношений. Явление глобализации придает новое значение нормальному ходу всех существующих международных отношений, демонстрирует настоятельную необходимость предотвращения не только военной угрозы, но и экономических, экологических и гуманитарных кризисов.
Международный суд ООН является учреждением, правовая природа которого изучена, пожалуй, наилучшим образом, а его деятельность широко известна. За ней следят и СМИ, и она освещена в научных публикациях.
Международный суд ООН является одним из шести главных органов ООН. Он был создан для достижения одной из главных целей ООН - проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.
Цель курсовой работы – анализ и выявление состава, порядка образования, компетенции, юрисдикции Международного суда ООН.
Задачи исследования:
- проанализировать организацию Международного суда;
- охарактеризовать порядок образования международного суда;
- определить понятие юрисдикции Международного суда;
- выявить компетенцию и порядок судопроизводства в Международном Суде ООН.
Объект исследования – общественные отношения в сфере функционирования органов международном юрисдикции.
Предмет исследования –состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция Международного суда ООН.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: исторический, формально-юридический.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН: СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Организация Международного суда
Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. как главный судебный орган ООН. Участниками Статута Международного суда являются все государства – члены ООН. Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к лицам, назначаемым на высшие судебные органы или являющимся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
На первый взгляд деятельность Международного суда ООН в качестве главного Суда ООН по ряду параметров можно было бы назвать недостаточно эффективной, прежде всего по причине относительно небольшого количества рассмотренных им дел. Следует упомянуть и такой фактор, как несвоевременное либо полное невыполнение государствами его решений. В качестве примера можно привести отказ США выполнить такие решения МС, как Военная и военизированная деятельность в и против Никарагуа, дело, касающееся Венской конвенции о консульских сношениях, отказ Франции выполнить решение "Ядерные испытания". Пожалуй, одним из самых вопиющих случаев невыполнения решений Суда является невыполнение решения о Проливе Корфу. С другой стороны, невыполнение некоторых решений органов правосудия не является признаком неэффективности их деятельности.
Объективная оценка деятельности Международного суда ООН требует принятия во внимание следующих моментов:
1) Международный суд ООН является единственным органом международного правосудия с универсальной юрисдикцией, что позволяет Суду рассматривать споры по любым вопросам международного права. Компетенция всех остальных ОМП ограничивается определенными областями международного права;
2) Международный суд ООН фактически стоит во главе системы органов международного правосудия, имея статус pares interparem. Решения Суда имеют важнейшее значение для развития международного права. Многие решения и консультативные заключения Суда по сути кодифицировали международно-правовые нормы в различных областях права, а в важнейших из них фактически устанавливают и провозглашают принципы, на которых основывается вся международно-правовая система. Большинство органов международного правосудия в своих решениях ссылаются на мнение МС, особенно в сфере обычного международного права, где он обладает наибольшим, определяющим авторитетом;
3) значение решений и консультативных заключений Международного Суда ООН выходит далеко за рамки его формальной юрисдикции. Как отмечает профессор Р.А. Каламкарян, "каждое решение Международного Суда ООН - это своеобразный вклад в теорию международного права". Несмотря на то что МС dejure не обладает статусом высшего международного суда, его интеллектуальное лидерство не подвергается сомнению;
4) Суд вносит посильный вклад в процесс мирного урегулирования международных споров в той степени, в которой такие споры могут быть урегулированы посредством права. Большинство проблемных вопросов, потенциально являющихся источниками международных конфликтов, не передается на рассмотрение Международного Суда ООН в силу, очевидно, того, что правовая определенность относительно вопросов, являющихся предметом разногласий, государствам не всегда выгодна, так как сужает возможности урегулирования спора дипломатическими методами;
5) признание юрисдикции Суда, как и любого иного органа международного правосудия, следует рассматривать в качестве утверждения примата права в регулировании международных отношений. В этой связи особенно примечательно то, что юрисдикция большинства органов правосудия, созданных уже после учреждения Суда, носит обязательный характер. Поэтому наличие у Международного Суда ООН лишь факультативной юрисдикции представляет собой исторически обусловленный этап в формировании системы ОМП.
Происходит юридизация многих сфер международных отношений и международной политики. Иными словами, те категории споров и вопросов, которые ранее обсуждались только на межгосударственных переговорах, сегодня становятся предметом рассмотрения международных судов в строгом соответствии с международным правом. Так, в практике МС ООН появились споры, касающиеся:
оказания правовой помощи (дела: об ордере на арест от 11 апреля 2000 г. (Конго против Бельгии, решение от 14 февраля 2002 г.); о некоторых вопросах, касающихся правовой помощи по уголовным делам (Джибути против Франции, решение от 4 июня 2008 г.); об обязательстве преследовать или выдавать (Бельгия против Сенегала); о некоторых уголовных процедурах во Франции (Конго против Франции); о юрисдикционных иммунитетах государства (Германия против Италии);
консульских сношений (дела: Лагранд (Германия против США, решение от 27 июня 2001 г.); Авена и др. (Мексика против США, решение от 31 марта 2004 г.);
охраны окружающей среды (дела: о проекте Габчиково-Надьмарош (Венгрия против Словакии, решение от 25 сентября 1997 г.); о целлюлозном заводе на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая, решение от 20 апреля 2010 г.); о воздушном распространении гербицидов (Эквадор против Колумбии); об охоте на китов в Антарктике (Австралия против Японии).