Введение
1. Общая характеристика отрасли административного права
1.1. Понятие и предмет отечественного административного права
1.2. Система административного права
2. Особенности роли административного права
2.1. Административное право - отрасль в системе российского права
2.2. Отграничение от отраслей частного права
2.3. Отграничение от отраслей публичного права
Заключение
Список использованной литературы
Административное право являет собой самостоятельную отрасль права, обусловленную специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. В качестве неотъемлемой части системы российского права административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.
Для более глубокого понимания предмета административного права и сущности административно-правового метода регулирования необходимо осветить место административного права в правовой системе, а, следовательно, показать связь рассматриваемой отрасли права с другими, смежными отраслями права. Это важно и для характеристики социальной роли и особенностей административного права, путей его совершенствования.
России необходимо реформирование законодательства, приведение его в соответствие с объективными требованиями демократизации общества, рыночного хозяйствования.
Для этого следует предусмотреть динамику развития административного права, связанную с поступательными изменениями переходного периода развития общества; определить приоритетные направления становления этой области законодательства на будущее; последовательность принятия законов, исходя из необходимости обеспечения прав и свобод граждан, интересов государства и общества в целом, с учетом возрастания темпов развития экономики, усовершенствования социальной и политической сфер.
В необходимости такого реформирования и «осовременивания» административного права и заключается актуальность темы, избранной для данной курсовой работы.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно- правовые нормы, охватывающие их деятельность.
При реализации основных принципов правовой реформы необходимо принимать законодательные акты и норм административного права на основе выводов административно-правовой науки и науки управления, устанавливать новые административно-правовые отношения и развивать их.
Актуальность темы в том, что в соотношениях административного права и других отраслей права прослеживается целостная система права, которая предполагает единство целей и принципов правотворчества, построения правовой системы, механизмов правоприменения. Общее теоретико-методологическое единство обеспечивается правопониманием, типичным для гражданского общества, теми идеями и концепциями, которые дают устойчивую нормативную ориентацию в государстве.
Цель данной работы - изучение места и роли административного права.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- понятие, предмет и систему отечественного административного права;
- особенности роли и значения административного права.
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
- Общая характеристика отрасли административного права
1.1. Понятие и предмет отечественного административного права
Произошедшая в постсоветский период смена вектора направленности административно-правового воздействия системы исполнительной власти Российского государства, а также коренные изменения политических, правовых и экономических условий ее функционирования позволяют рассматривать отечественное административное право с позиции известного юридической науке инструментального подхода как специфическое юридическое средство обеспечения исполнения (создания необходимых условий для соблюдения, исполнения и использования) гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, коммерческими и некоммерческими организациями (далее - физические лица и организации), органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - федеральное законодательство), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - законодательство субъектов РФ).
При этом следует заметить, что в соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации[1] смысл и содержание общественных отношений, регулируемых современным административным правом, определяются, по сути, из соотношения закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ прав и законных интересов физических лиц и организаций с правами и законными интересами органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов.
Соответственно, рассматривая административное право в качестве юридического средства обеспечения исполнения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, необходимо выделить основные, характерные функции данной отрасли права (наиболее существенные направления и стороны воздействия административного права на общественные отношения).
Основными функциями современного административного права принято считать:
- регулятивную функцию, которая выражается в обеспечении интеграции (согласованности и взаимосвязи) прав и законных интересов самой разнообразной отраслевой направленности, принадлежащих физическим лицам и организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, которые закреплены в нормах федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе, например, налоговых, бюджетных, экологических, гражданских, трудовых, семейных прав и законных интересов);
- охранительную функцию, которая выражается в обеспечении защищенности (охраны и защиты) прав и законных интересов самой разнообразной отраслевой направленности, принадлежащих физическим лицам и организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, от ряда специфических факторов окружающей действительности, способных причинить вред, ущерб данным правам и интересам, в том числе: от административных правонарушений, а также правонарушений, официально не признаваемых в качестве административных, но влекущих возникновение административных правоотношений (банковских, налоговых, бюджетных правонарушений); неправомерных и (или) необоснованных административно-правовых действий и решений органов публичной власти, их должностных лиц; вредоносных ситуаций (казусов) природного, техногенного и иного рода, влекущих определенные административно-правовые последствия.[2]
Очевидно, что помимо выделенных основных функций административное право выполняет целый ряд важнейших аксессорных, вспомогательных функций, в том числе воспитательную. Как представляется, современное административное право является мощным инструментом преодоления административно-правового нигилизма, обеспечивает формирование разнообразных форм административно-правового сознания, в том числе обыденного, профессионального, доктринального.
Выделенные основные функции административного права реализуются в общественных отношениях посредством использования специфических (административно-правовых) форм и методов деятельности отдельных звеньев механизма Российского государства.
В частности, основные функции административного права реализуются посредством разнообразных форм и методов деятельности органов исполнительной власти, судебных органов, других государственных органов и их должностных лиц, а также посредством форм и методов деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц данных органов, направленных на обеспечение интеграции и защищенности прав и законных интересов физических лиц и организаций, иных органов публичной власти.[3]
Следуя высказанным суждениям, предмет административного права предлагается понимать как систему общественных отношений, складывающихся по поводу и в процессе публично-правового обеспечения исполнения физическими лицами и организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законов, нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ посредством использования и применения специфических (административно-правовых) форм и методов деятельности отдельных звеньев государственного механизма.
Система отношений, составляющих предмет административного права России, может быть названа административно-правовой сферой деятельности Российского государства.