Среди задач, с которыми столкнулась Россия после распада СССР, является проблема, связанная с формированием открытой для внешнего мира хозяйственной системы, кардинальным изменением в сфере внешнеэкономической деятельности, направленной на интегрирование ее экономики в мировое хозяйство на организационно-экономических началах рыночных отношений, на принципах равноправия и взаимной выгоды в сотрудничестве.
Именно поэтому таким актуальным в этот период является разработка практически нового механизма регулирования внешней торговли, в котором нашли бы отражение современные экономические, юридические и организационные международные закономерности, а также особенности национальной экономики России в период трансформации.
Особенно возрастает роль государства как регулятора внешней торговли в переходных экономиках. Не отвергая, значение, либерализации внешней торговли, которая рассматривается в работе, как форма сотрудничества в международной торговле, направленная на ослабление ограничений внешнеторгового обмена, ликвидации препятствий на ее пути. Позволяет более эффективно формировать основные элементы рыночного механизма, частное предпринимательство, свободное ценообразование, конкуренцию. Непродуманная либерализация в условиях системной трансформации экономики наносит ей значительный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны, ведет к сокращению национального производства.
Использование России инструментов нетарифного регулирования является несистематическим и охватывает лишь отдельные товарные позиции: химические средства защиты растений, фармацевтические и ветеринарные препараты, косметику и средства личной гигиены, которые в интересах обеспечения экологических норм и безопасности потребителей лицензируются. С целью защиты прав интеллектуальной собственности в этот перечень включены пластинки, ленты и другие носители для записи звука. Делается вывод о необходимости более широкого использования в импортной политике России инструментария технического регулирования.
Мировой финансово-экономический кризис вызвал замедление темпов развития мировой торговли, что стимулировало рост масштабов применения протекционистских мер, в частности, увеличение таможенных тарифов, введение нетарифных барьеров, инициирование антидемпинговых расследований, наложение антидемпинговых пошлин, проведение девальвации валюты и тому подобное. Применяя средства протекционизма, страны вынуждены ориентироваться на требования ВТО.
В соответствии с нормами ВТО защита национального рынка включает:
- фиксацию обязанностей по доступу на рынок товаров, услуг, регулирование сельского хозяйства и др.;
- использование разрешенных в международной практике средств защиты внутреннего рынка: антидемпингового и специального пошлин, защитных мер;
- применения исключений из таких принципов деятельности ВТО, как режим наибольшего благоприятствования, национального режима, принципа запрета нетарифных ограничений;
- использование нетарифных мер регулирования, непредвиденных в соглашениях ВТО, и таких, что не противоречат им[1].
Степень воздействия нетарифных инструментов на международную торговлю трудно количественно оценить, потому что их влияние не имеет ярко выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. Согласно данным ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20 %, столько же-налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. Лидерами в использовании нетарифных ограничений в международной торговле являются США, Япония и ЕС.
Основным механизмом сокращения использования нетарифных инструментов и жестокой регламентации правил и процедур, их использования в интересах развития международной торговли, являются многосторонние международные форумы и организации, среди которых - ВТО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, ЮНКТАД и Европейская экономическая комиссия ООН.
С помощью международной торговли страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и увеличивать общий объем производства. Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, она включает в себя экспорт и импорт товаров. В международной торговле товар важен не как продукт производства, а как объект, спроса и предложения.
Методы которые применяют государства, для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и не тарифные. К не тарифным относятся, прежде всего: квоты, лицензии, субсидии, антидемпинговые пошлины, технические барьеры и тому подобное. В отличие от тарифных мер, нетарифные методы регулирования международных торговых потоков в современных условиях становятся все более распространенными. Наиболее активно используют нетарифные инструменты страны с развитой рыночной экономикой. Среди нетарифных методов регулирования важную роль играют скрытые методы, их существует очень много, но основными из них являются: административные формальности, технические барьеры, импортные налоги, импортный депозит, валютные ограничения, компенсационные пошлины и антидемпинговые пошлины.
Нетарифные меры применяются государством в случаях:
- резкого ухудшения платежного баланса России, если отрицательное сальдо его превышает 25% от общей суммы валютного обязательства страны;
- как источник пополнения государственного бюджета страны;
- значительного нарушения равновесия по определенным группам товаров на национальном рынке;
- большой разницы между ценами на национальном и мировом рынках;
- необходимости обеспечения определенных пропорций между импортным и экспортным сырьем в производстве;
- заключение международных соглашений о добровольном ограничении экспорта или импорта.
Вхождение России в мировую экономическую систему предполагает разработку четко определенной взвешенной внешнеэкономической политики, которая требует принципиально новых подходов, совершенствование механизма регулирования внешней торговли.
Актуальность совершенствования, методов и инструментов нетарифного регулирования внешней торговли обусловлена такими факторами торможения развития экономического процессов, как:
- структурная деформация отечественного производства;
- низкая конкурентоспособность национальных товаров и услуг;
- нерациональная структура внешней торговли;
- неподготовленность субъектов ВЭД в высокоэффективных форм внешнеэкономических связей;
- недостаточная определенность направлений и несовершенство механизмов вхождения экономики России в мировую
хозяйственную систему;
- необходимость обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации.
В научной и специальной литературе, авторами много внимания, уделяется вопросам таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Следует отметить работы В. Голомовзого, Л. Панковой, Ю.Григорьева, А. Басака, И. Дахно, Н. Калиновской, В. Саяпина, В. Поединка, А. Гребельника, С. Кивалова, К.Владимирова, В. Науменко, П. Пашка, Л. Писмаченко, В. Русакова, В. Сухарского, В. Салли, Ю.Трифонова,. Швеца и др.
Так, В. Сурок изучает различные виды нетарифного регулирования и порядок их применения. В своих статьях он подробно рассматривает случаи, при которых применяется регистрация контрактов, лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций, виды экспортных лицензий, порядок получения лицензий на экспорт товаров, виды экспортных квот и т. д[2] . Продолжение темы лицензирования и квотирования находит отражение в статье А. Грицая[3]. Степень значимости нетарифного регулирования в системе международных экономических отношений проанализировал К. Борисов, который рассматривает общие принципы и нормы международного таможенного права, методы внедрения в жизнь таможенного дела, факторы, влияющие на развитие международной таможенной законотворчества по разным направлениям государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе меры нетарифного характера[4].
Однако постоянное обновление методов и инструментов нетарифного регулирования, несовершенство их классификации обусловливает необходимость продолжения научных исследований проблем методологии не тарифного регулирования в России.
Постановка проблемы. Цель статьи заключается:
- главной целью этой работы является идентификация и анализ особенностей нетарифных барьеров в международной торговле в современных условиях, исследование последствий их применения. Обоснование необходимости и определение путей сотрудничества, в сфере их регулирования с целью формулирования в дальнейшем рекомендаций по совершенствованию регулирования внешней торговли в России контексте защиты национальных интересов и существующих общемировых тенденций.
- в раскрытии сущности и классификации методов и инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности на основе обобщения международного опыта и практических достижений в России.
- является выяснение сущности и последствий применения ценового демпинга субъектами хозяйствования и государством,
- анализ практики антидемпингового регулирования в России и мире,
- выработки предложений по предупреждению (избеганию) антидемпинговых расследований отечественными предприятиями.
ГЛАВА 1. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ В РФ
1.1. Цели и задачи нетарифных методов регулирования
По мнению автора Турбан Г. В. «Нетарифные методы регулирования внешне экономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования»
Макогон Ю. В. считает «К не тарифным мерам (НТМ) относят ряд инструментов, применяемых странами к товарам импорта и экспорта. Некоторые НТМ используются в качестве официальных инструментов торговой политики (квоты, субсидии, ограничения экспорта), другие - не связанные с торговой политикой и ориентированы на обеспечение охраны окружающей среды, здоровья людей, животных и растений (технические барьеры). Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) совместно с ВТО определено нетарифные ограничения как «политические меры, отличные от таможенных тарифов, которые потенциально могут осуществлять экономическое влияние на международную торговлю товарами, изменять ее объемы или цены» [5].
По нашему мнению нетарифное регулирование выступает важным инструментом регламентации внешнеэкономических отношений. Учитывая общую тенденцию, стран-членов ВТО, к снижению, как сферы действия, так и уровня тарифов, страны пытаются найти другие способы защиты внутреннего рынка и поддержки отечествах производителей. Неуклонное снижение тарифных ставок в результате восьми раундов многосторонних переговоров в рамках ГАТТ привело к повышению относительной значимости нетарифных барьеров как инструмента торгового протекционизма. Это послужило основанием для роста интереса со стороны мирового сообщества и международных организаций к разработке общих принципов и правил поведения в данной сфере.
В наше время нетарифное регулирование применяется только с такими целями:
- защита национальной экономики;
- соблюдение международной безопасности;
- охрана жизни и здоровья людей;
- выполнение международных обязательств;
- поддержание стабильности международной торговой системы и тому подобное.
Очевидно, что использование нетарифных ограничений в современной торговой практике (несмотря на достигнутый уровень либерализации международной торговли) связано с необходимостью стран, защищать отдельные отрасли национальной экономики. Тем не менее, применение нетарифных барьеров часто встречается и в практике развитых стран. Основными причинами все более активного использования УТС в международной торговле, на наш взгляд, выступают: стремительный рост показателя открытости национальных экономик; существенное повышение доли готовой продукции в мировой торговле; нарастание процессов транс национализации производства и, как следствие, динамичное развитие международной кооперации, внутрифирменной торговли в глобальном масштабе. Практика многостороннего регулирования международной торговли, в рамках ГАТТ/ВТО, связана с проблемами использования нетарифных барьеров. В целом можно выделить три этапа построения системы нетарифного регулирования в рамках ВТО:
1) 70-е гг. ХХ ст. (Токийский раунд) - согласование кодексов поведения в сфере НТМ, охватывающих такие вопросы, как государственные закупки, оценка стоимости импорта и технические стандарты.
2) Вторая половина 80-х-первая половина 90-х гг. ХХ ст. (Уругвайский раунд) - внесение серьезных корректив в механизм нетарифного регулирования по субсидиях, технических барьерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах.
3) 90-е гг. ХХ ст. - начало XXI века. (Доха-раунд) - вынесение на повестку дня вопросы, которые отражали интересы развивающихся стран (Индия, Бразилия, Китай, Южная Африка).
Представляется возможным выделить основные тенденции использования нетарифных ограничений в мировой торговле, а именно:
- перманентный рост уровня применения нетарифных мер развитыми странами на фоне развития промышленного производства в развивающихся странах;
- преодоление высокого уровня нетарифных ограничений экспортерами развивающихся стран по товарным позициям, доля которых преобладает в экспорте (страны Африки, Гаити и др). При этом указанные страны привлекают меры нетарифного регулирования значительно реже;
- перенос нетарифного регулирования на уровень региональных интеграционных группировок, поскольку, во-первых, нетарифные барьеры применяются в отношении третьих стран, а, во-вторых, - во взаимной торговле в условиях существенной либерализации тарифного регулирования.