Введение
Глава 1. Государственное управление в области юстиции
Понятие и сущность государственного управления
Юстиция как объект государственного управления
Глава 2. Министерство юстиции – основной орган управления в области юстиции
2.1 Полномочия Министерства юстиции РФ
2.2 Органы Министерства юстиции РФ и их функции
Глава 3. Проблемы управления в области юстиции
Заключение
Список использованной литературы
Будучи одним из центральных компонентов общественной жизни, юстиция концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной юридической науки и практики.
В отечественной литературе исследованиям, посвященным организации управления, отведено значительное место. Однако и до сих пор многие вопросы, связанные с управлением юстицией остаются достаточно спорными. Например, в данное время существует проблема перехода учреждений исполнения наказания пенитенциарная система в систему юстиции от МВД в связи с рекомендациями Совета Европы.
Также эта передача имеет исторические корни. С 1885 года Главное тюремное управление подчинялось Министерству юстиции, которое и осуществляло центральное управление тюремной системой Российской Империи. Эту функцию Министерство юстиции выполняло до 1922 года. Для выведения пенитенциарных учреждений из кризисного состояния, создания необходимых гарантий неукоснительного соблюдения прав граждан в местах лишения свободы требуются новые подходы к уголовно-исполнительной системе, основанные на строгом соблюдении конституционных норм и международных актовв области прав человека и гражданина.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 правительственная комиссия разрабатывает предложения по решению правовых, организационных и финансовых вопросов, связанныхс передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, актуальность рассмотрения вопросов управления юстицией обусловлена повышением значения правовых способов решения проблем, связанных с исполнительной и распорядительной деятельностью органов юстиции.
Целью исследования является изучение вопросов, касающихся деятельности государственных органов по управлению юстицией.
Задачи исследования определены целью и выглядят следующим образом:
- изучить сущность государственного управления в целом;
- рассмотреть юстицию в качестве объекта государственного управления;
- охарактеризовать полномочия Министерства юстиции РФ как основного органа по управлению юстицией в РФ;
- изучить органы юстиции и их функции;
- выявить наиболее проблемные аспекты в области управления юстицией.
Глава 1. Государственное управление в области юстиции
1.1 Понятие и сущность государственного управления
Основы современной системы органов исполнительной власти в России заложены в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Однако, к сожалению, до настоящего времени не принят федеральный
закон, регламентирующий общие правовые начала деятельности органов исполнительной власти. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует «легальное» определение понятия «орган исполнительной власти» или «исполнительный орган государственной власти», хотя эти понятия широко употребляются в нормативных правовых актах. Законодатель до настоящего времени не определился даже с тем, как называть эти государственные органы: органы исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти.[1]
Основополагающими принципами построения системы федеральных органов власти являются следующие:
- выделение совокупности федеральных органов власти, занимающихся разработкой государственной политики и нормативным регулированием в определенной сфере общественной деятельности (министерства);
- выделение совокупности федеральных органов власти, обеспечивающих правоприменительную практику в различных сферах (агентства);
- выделение совокупности федеральных органов власти, осуществляющих контрольную и надзорную деятельность в соответствующих сферах общественной и государственной жизни (службы).
Ученые обращают внимание на неполную конституционную характеристику системы исполнительной власти. Используя термин «государственный орган», Конституция РФ тем самым подводит к проблеме соотнесения понятий и терминов в целях выработки единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе в целом.
Конституция РФ определяет следующие характеристики системы исполнительной власти.
Так, в ст. 77 Конституции РФ употребляется термин «органы исполнительной власти»; ст. 110 Конституции РФ устанавливает, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Конституцией РФ также определяются состав Правительства РФ и порядок назначения министров. Статья 119 сводит по существу всю исполнительную власть к деятельности Правительства РФ.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» детализирует положения Конституции РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, устанавливает его основные полномочия, регулирует взаимоотношения с Президентом РФ и федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, данный федеральный закон, в отличие от Конституции РФ, определяет Правительство РФ как «высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации». К сожалению, Конституция РФ не называет никаких иных органов исполнительной власти в Российской Федерации, кроме Правительства РФ.
В Федеральном законе от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законо
дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3 понятия «орган исполнительной власти» и «исполнительный орган государственной власти» используются как равнозначные.
В науке административного права под органом исполнительной власти (исполнительным органом государственной власти), как правило, понимается структурное подразделение государственного аппарата (государственная организация, политическое учреждение), образуемое государством для повседневного исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования предоставленных ему государственно-властных полномочий.[2]
С точки зрения автора, более приемлемым является термин «орган исполнительной власти», поскольку он закреплен основным законом России - Конституцией РФ, а значит, является конституционным и до внесения соответствующих изменений в положения Конституции РФ не может быть изменен или заменен другим понятием.
Конституция РФ не дает достаточно полного системно-структурного определения исполнительной власти. Такая неполнота конституционного регулирования восполняется иными нормативными актами.[3]
Анализ действующего законодательства, регулирующего организацию функционирования органов исполнительной власти, свидетельствует о том, что перечень федеральных органов исполнительной власти определяется исчерпывающим образом и не может быть расширен за счет других администра- тивно-публичных органов, не включенных в этот перечень. Следовательно, государственный орган может быть отнесен к числу органов исполнительной власти только в том случае, если он включен в систему таких органов специальным нормативным правовым актом. Административно-публичные органы, не входящие в силу специальной оговорки законодателя (Президента Российской Федерации, главы Республики, губернатора иного субъекта Российской Федерации) в систему органов исполнительной власти, не могут быть отнесены к категории этих органов.
Вопрос о том, какими нормативными актами должна регулироваться деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассматривался Конституционным судом РФ по запросу Государственной Думы от 23.04.1997 г. Конституционный суд пришел к выводу, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов.
Необходимо рассмотреть основные признаки органов исполнительной власти, по которым их можно отличить от иных административно-публич- ных органов.
Любой орган исполнительной власти, являющейся одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, представляет собой государственную организацию, образуемую и финансируемую государством и действующую от его имени, т.е. от имени Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации. В этой связи органы исполнительной власти следует отличать от исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (местных администраций), которые не являются государственными организациями, образуются и финансируются муниципальными образованиями и действуют от их имени.[4]