Курсовая работа|Правоохранительные органы

Министерство юстиции – основной орган управления в области юстиции

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Государственное управление в области юстиции

Понятие и сущность государственного управления

Юстиция как объект государственного управления

Глава 2. Министерство юстиции – основной орган управления в области юстиции

2.1 Полномочия Министерства юстиции РФ

2.2 Органы Министерства юстиции РФ и их функции

Глава 3. Проблемы управления в области юстиции

Заключение

Список использованной литературы

 

Будучи одним из центральных компонентов общественной жизни, юстиция концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной юридической науки и практики.

В отечественной литературе исследованиям, посвященным организации управления, отведено значительное место. Однако и до сих пор многие вопросы, связанные с управлением юстицией остаются достаточно спорными. Например, в данное время существует проблема перехода учреждений исполнения наказания пенитенциарная система в систему юстиции от МВД в связи с рекомендациями Совета Европы.

Также эта передача имеет исторические корни. С 1885 года Главное тюремное управление подчинялось Министерству юстиции, которое и осуществляло центральное управление тюремной системой Российской Империи. Эту функцию Министерство юстиции выполняло до 1922 года. Для выведения пенитенциарных учреждений из кризисного состояния, создания необходимых гарантий неукоснительного соблюдения прав граждан в местах лишения свободы требуются новые подходы к уголовно-исполнительной системе, основанные на строгом соблюдении конституционных норм и международных актовв области прав человека и гражданина.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 правительственная комиссия разрабатывает предложения по решению правовых, организационных и финансовых вопросов, связанныхс передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, актуальность рассмотрения вопросов управления юстицией обусловлена повышением значения правовых способов решения проблем, связанных с исполнительной и распорядительной деятельностью органов юстиции.

Целью исследования является изучение вопросов, касающихся деятельности государственных органов по управлению юстицией.

Задачи исследования определены целью и выглядят следующим образом:

- изучить сущность государственного управления в целом;

- рассмотреть юстицию в качестве объекта государственного управления;

- охарактеризовать полномочия Министерства юстиции РФ как основного органа по управлению юстицией в РФ;

- изучить органы юстиции и их функции;

- выявить наиболее проблемные аспекты в области управления юстицией.

 

Глава 1. Государственное управление в области юстиции

1.1 Понятие и сущность государственного управления

Основы современной системы органов исполнительной власти в России заложены в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

Однако, к сожалению, до настоящего времени не принят федеральный

закон, регламентирующий общие правовые начала деятельности органов исполнительной власти. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует «легальное» определение понятия «орган исполнительной власти» или «исполнительный орган государственной власти», хотя эти понятия широко употребляются в нормативных правовых актах. Законодатель до настоящего времени не определился даже с тем, как называть эти государственные органы: органы исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти.[1]

Основополагающими принципами построения системы федеральных органов власти являются следующие:

  • выделение совокупности федеральных орга­нов власти, занимающихся разработкой государст­венной политики и нормативным регулированием в определенной сфере общественной деятельности (министерства);
  • выделение совокупности федеральных орга­нов власти, обеспечивающих правоприменитель­ную практику в различных сферах (агентства);
  • выделение совокупности федеральных орга­нов власти, осуществляющих контрольную и над­зорную деятельность в соответствующих сферах общественной и государственной жизни (службы).

Ученые обращают внимание на неполную кон­ституционную характеристику системы исполни­тельной власти. Используя термин «государствен­ный орган», Конституция РФ тем самым подводит к проблеме соотнесения понятий и терминов в це­лях выработки единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе в целом.

Конституция РФ определяет следующие харак­теристики системы исполнительной власти.

Так, в ст. 77 Конституции РФ употребляется тер­мин «органы исполнительной власти»; ст. 110 Кон­ституции РФ устанавливает, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Пра­вительство РФ. Конституцией РФ также определя­ются состав Правительства РФ и порядок назначе­ния министров. Статья 119 сводит по существу всю исполнительную власть к деятельности Правитель­ства РФ.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» детализирует положения Конститу­ции РФ, определяет правовой статус Правитель­ства РФ, устанавливает его основные полномочия, регулирует взаимоотношения с Президентом РФ и федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, данный федеральный закон, в отличие от Конституции РФ, определяет Правительство РФ как «высший исполнительный орган государствен­ной власти Российской Федерации». К сожалению, Конституция РФ не называет никаких иных органов исполнительной власти в Российской Федерации, кроме Правительства РФ.

В Федеральном законе от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законо­

дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации»3 понятия «орган исполнительной власти» и «исполнительный орган государственной власти» используются как равнозначные.

В науке административного права под органом исполнительной власти (исполнительным органом государственной власти), как правило, понимает­ся структурное подразделение государственного аппарата (государственная организация, полити­ческое учреждение), образуемое государством для повседневного исполнения и обеспечения ис­полнения законов и иных нормативных правовых актов, осуществления функций государственно­го управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования предостав­ленных ему государственно-властных полномочий.[2]

С точки зрения автора, более приемлемым яв­ляется термин «орган исполнительной власти», по­скольку он закреплен основным законом России - Конституцией РФ, а значит, является конституци­онным и до внесения соответствующих изменений в положения Конституции РФ не может быть изме­нен или заменен другим понятием.

Конституция РФ не дает достаточно полного системно-структурного определения исполнительной власти. Такая неполнота конституционного регули­рования восполняется иными нормативными акта­ми.[3]

Анализ действующего законодательства, регули­рующего организацию функционирования органов исполнительной власти, свидетельствует о том, что перечень федеральных органов исполнительной власти определяется исчерпывающим образом и не может быть расширен за счет других администра- тивно-публичных органов, не включенных в этот перечень. Следовательно, государственный орган может быть отнесен к числу органов исполнитель­ной власти только в том случае, если он включен в систему таких органов специальным норматив­ным правовым актом. Административно-публичные органы, не входящие в силу специальной оговорки законодателя (Президента Российской Федерации, главы Республики, губернатора иного субъекта Рос­сийской Федерации) в систему органов исполни­тельной власти, не могут быть отнесены к категории этих органов.

Вопрос о том, какими нормативными актами должна регулироваться деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассматривался Конституционным судом РФ по запросу Государ­ственной Думы от 23.04.1997 г. Конституционный суд пришел к выводу, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правитель­ство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерст­ва и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Консти­туции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов.

Необходимо рассмотреть основные признаки органов исполнительной власти, по которым их можно отличить от иных административно-публич- ных органов.

Любой орган исполнительной власти, являю­щейся одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, представляет собой го­сударственную организацию, образуемую и фи­нансируемую государством и действующую от его имени, т.е. от имени Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации. В этой связи органы исполнительной власти сле­дует отличать от исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (местных адми­нистраций), которые не являются государственны­ми организациями, образуются и финансируются муниципальными образованиями и действуют от их имени.[4]

  1. Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под. ред. Т. Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011.
  2. Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. 2011. № 9.
  3. Барциц И.Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития // Ежегодник российского права. — М., 2012.
  4. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М.: Норма, 2014.
  5. Глушко Е. К. Административная реформа в России: концепция, реализация, итоги. М.: ТЕИС, 2013.Петров М. П. Исполнительная власть в России: правовая концепция и практика реформирования. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права». 2011.
  6. Государственное управление: основы теории и организации: Учеб. / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2010.
  7. Кадцына С.Д. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере контроля за адвокатурой (на примере работы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области) // Адвокатская практика. 2009. № 6.
  8. Колесов Ю.И. Правовое пространство России: Участие органов юстиции в обеспечении его единства. М., 2014.
  9. Кожина А.М. Общая характеристика системы государственного управления // Научные записки молодых исследователей. 2014. № 4.
  10. Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: история и современность // Журнал российского права. - 2013. - №2.
  11. Кононов О.В., Кокарев Ю.Г. Правоохранительные органы. - М.: Юристь, 2013
  12. Краснов М. В новой системе заложена советская логика // Время новостей. 2014. 30 марта.
  13. Куликов Г.В. Организационные основы деятельности органов юстиции Российской Федерации в условиях правовой реформы. М., 2012.
  14. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы. - Спб.: Питер, 2013
  15. Макарова З.В. Защита в российском уголовном процессе: понятие, виды, предмет и пределы // Правоведение. 2000. № 3.
  16. Олейник И.И., Юдин Е.Г. Юстиция как объект государственного управления // Вестник Владимирского юридического института. 2006. № 1.
  17. Петухов В. Н. О соотношении понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти / Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 142–143.
  18. Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2013.
  19. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 2011
  20. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристь, 2012
  21. Сагин А. А. Понятие системы органов исполнительной власти РФ и ее элементы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 2.
  22. Словарь основных понятий, определяющих концепцию мониторинга правового пространства и правоприменительной практики / Программные материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». — М., 2014.
  23. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. / Под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. М., 2013
  24. Третьякова Е.С. О некоторых аспектах единства правового пространства и о повышении роли Министерства юстиции РФ в его обеспечении. Современное право. 2008. № 12.
  25. Шестаков А.Ф. Правовые основы организации и деятельности органов юстиции в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2011.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Правоохранительные органы
2013 год 28 стр.
Курсовая Крайняя необходимость в деятельности органов внутренних дел
Telesammit
Курсовая работа Правоохранительные органы
2015 год 32 стр.
Курсовая Организация деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан
diplomstud
Курсовая работа Правоохранительные органы
2015 год 26 стр.
Курсовая Участие граждан в охране общественного порядка
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское