Введение
Глава 1. Анализ социальной направленности налогообложения
1.1 Основные положения
1.2 Формирование налогообложения физических лиц
Глава 2. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы
Заключение
Список литературы
В научной литературе существует значительное количество определений понятия "налоговая политика". Узкие подходы к определению данного термина ограничивают сферу применения налоговой политики областью налогов. Так, авторский коллектив М.В. Романовского и О.В. Врублевской определяет налоговую политику как комплекс мероприятий в обрасти налогов, направленных на достижение каких-либо целей.
Более широкие подходы, представляющиеся более верными, принимают во внимание экономическую сущность и функции налогов, цели реализации налоговой политики и даже ее стратегические ориентиры. Профессор В.Г. Пансков указывает, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Не вызывает сомнений, что основной целью проведения налоговой политики государства является стабильное обеспечение доходной части бюджета государства путем формирования отвечающей этой цели налоговой системы.
Но следует согласиться и с тем, что такая налоговая система должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Одним из документов, определяющим курс налоговой политики государства, являются Основные направления налоговой политики на текущий год и двухлетний плановый период, разрабатываемые Министерством финансов РФ и одобряемые Правительством РФ.
Нормативным правовым актом этот документ не является, однако представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах.
В течение последних лет приоритеты в области налоговой политики состоят в создании эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Однако разработка и претворение в жизнь налоговой политики требует учета интересов не только бюджетов всех уровней, но и различных категорий налогоплательщиков.
Выбранная тема «Налогобложение малого бизнеса» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – изучить особенности налогобложения малого бизнеса.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности социальной направленности налогообложения;
- проанализировать направления совершенствования социальной направленности налогообложения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Анализ социальной направленности налогообложения
1.1 Основные положения
В мире используется множество моделей, концепций социальной политики и социального налогообложения, которые можно классифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либерально-ограниченной. Концепция социального государства предполагает обязанности государства по обеспечению высокого уровня жизни и созданию условий для всестороннего развития личности каждого человека. Концепция субсидиарного государства, напротив, предполагает предоставление гражданам лишь минимальных гарантий и помощь государства только ограниченному кругу лиц, которые по тем или иным причинам (состояние здоровья, дети – сироты или дети из малообеспеченных семей и т.д.) не могут сами обеспечить себе достойный уровень жизни. Большинство членов общества, уплачивая налоги, должны получать высокие доходы благодаря своей самостоятельной, инициативной деятельности.
Для социального государства характерен принцип социальной справедливости, создания в идеале равных возможностей всем членам общества через систему финансовых, налоговых и социальных мер поддержки, переход от политического и правового равенства граждан к их социальному равенству, обеспечение приемлемого уровня жизни для социально незащищенных слоев и отдельных граждан, возможность самообеспечения, повышения своего благосостояния. Социальное государство в качестве конституционного принципа зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Италии, Испании, Португалии, Швеции и др.
Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики (британской, франко-германской, североевропейской, американской и др.). Социальная функция НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.
Анализ научных исследований, опыта развитых стран, свидетельствует о возрастании связи социальной функции государства с социальной направленностью налогообложения. Вместе с тем, в науке и практике понимание роли и значения, специфики социальной направленности налогообложения сложилось не сразу. Во многом этому способствовало выделение из финансовой науки налогообложения как самостоятельной научной дисциплины, формулирование научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение, его природу и функции.
Так, если А. Смит проведя классификацию налогов, выделил прямые налоги и косвенные, указал на их фискальную и регулирующую функцию, то Дж. М. Кейнс обращает внимание на распорядительную или социальную, контрольную, политическую функции.