Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и роль стратегического менеджмента
1.2 Виды стратегий и факторы, влияющие на их выбор
2. Разработка стратегии
2.1 Выбор стратегии развития
2.2 Тестирование стратегических решений перед их реализацией
3. Анализ финансового состояния ООО "Hay
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО "Hay Group"
3.2 Оценка действующей стратегии ООО "Hay Group"
Заключение
Список использованной
В нынешней экономической ситуации всеобщее внимание со стороны владельцев бизнеса к стратегии экономического развития стремительно возрастает.
Тема данной работы «Обоснование и выбор направлений развития коммерческого предприятия».
Объект исследования Общество с ограниченной ответственностью ООО "HAY GROUP"
Актуальность данной темы, обусловленная стремительно растущими темпами развития рынка в любой из отраслей, будь то услуги или производство. Для того чтобы получать максимальную прибыль, необходимо занять самую оптимальную нишу на рынке сбыта. И выбрать самый востребованный товар или услугу. В данный момент существует огромное количество различных услуг, и зарекомендовать себя и правильно позиционироваться это достаточно сложно .
Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования.
Коммерческая деятельность – древнейший из видов деятельности человека. Эта деятельность появилась с начала разделения труда и выражалась вначале в примитивных формах натурального обмена. Постепенно совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности. Сформировался особый класс людей, которые всю свою жизнь посвящали торговле – купцы. С развитием товарно-денежных отношений резко увеличилось разнообразие форм коммерческой деятельности. Старая система товарного обмена уже не отвечала потребностям быстро развивающегося хозяйства. Появились банки – организации позволяющие аккумулировать капиталы для осуществления крупных проектов, страховые компании – призванные защитить от различных рисков, а также биржи – облегчающие процесс поиска торговых партнеров.
Что же сегодня представляет коммерция на отдельно взятом предприятии? Снабжение и сбыт - или нечто большее. Внедрение маркетинга в деятельность предприятий еще больше осложнило ситуацию. Переименовав отделы сбыта в маркетинговые, в духе новых веяний, многие директора предприятий на этом остановились.
Коммерческая деятельность оказывает непосредственное влияние на эффективное производство и воздействует на различные показатели деятельности предприятия: объем реализации товара, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.
Целью данного исследования является разработка и обоснование стратегии развития предприятия на основе Общества с ограниченной ответственностью ООО "HAY GROUP".
Были выделены следующие задачи:
- Объяснить понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
- Дать характеристику различным видам стратегии;
- Провести анализ и дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;
- Проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ООО "HAY GROUP";
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по три параграфа, заключения, списком литературы и приложением.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования стратегии развития предприятия, дано понятие «стратегия», рассмотрены классификации стратегий, процесс разработки стратегии, его методы и этапы.
Во второй главе определены необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО "HAY GROUP"
В третьей главе описано формирование стратегии развития предприятия на примере ООО "HAY GROUP"
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и роль стратегического менеджмента
В последние несколько десятилетий прочно вошли в деловой и экономический лексикон такие понятия, как долгосрочное планирование и сущность стратегического менеджмента.
Тенденции современного макроэкономического развития общества диктуют объективную необходимость рассмотрения многообразных проблем социально-экономического роста и промышленного развития с позиции глобально-стратегического мышления.
В мире постоянно увеличивается объем научной литературы и учебно-методических пособий, посвященных такому общепризнанному и важнейшему направлению экономической науки, как сущность и задачи менеджмента с точки зрения стратегического управления фирмами, компаниями, предприятиями и коммерческими организациями. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы во всех сферах человеческой деятельности, стратегический менеджмент и долгосрочное планирование являются жизненно важными социально-экономическими элементами, необходимыми для успешности и процветания любой компании.
Важнейшими задачами любого предприятия являются определение и прогнозирование различных динамичных параметров внешней экономической среды, конъюнктуры рынка, ассортимента наиболее востребованной в данный исторический период продукции, спектра услуг, ценовой политики, круга поставщиков, а также завоевание новых рынков сбыта.
Сущность стратегического менеджмента во многом сводится к решению данного диапазона ключевых задач и определению долгосрочных целей и методик их достижения. Отсюда следует, что выработка четкой, логичной и последовательной стратегии крайне необходима для определения продуманного курса движения к прогрессу и экономическому благополучию компании, а также для составления программы действий, которая позволит достичь желаемых результатов. Понятие и сущность стратегического менеджмента в аспекте долгосрочного развития предприятия заключаются в объективных ответах на три основополагающих вопроса:
Каково экономическое положение предприятия в данный момент?
Каким оно должно быть через пяти- или десятилетний временной интервал?
Каковы способы и методики достижения желаемого?
Ответ на первый вопрос требует от менеджеров высшего звена хорошего понимания всех тонкостей текущего положения не только внутри предприятия, но и в общем макроэкономическом смысле. Для этого необходимо создание надежной информационной основы, обеспечивающей процесс принятия решений стратегического характера соответствующими сведениями для анализа всевозможных социально-экономических тенденций и ситуаций внутри компании. Вторым вопросом отражается еще одна важная сущность стратегического менеджмента – его четкая ориентация на будущее. Для обоснованного и реалистичного ответа, здесь необходимо четкое определение и декларирование стремлений, целей и методик их реализации.
Только в этом случае все предприятие будет функционировать подобно единому организму в своем желании достичь намеченных высот. Третий вопрос стратегического менеджмента непосредственно связан с методикой осуществления задуманного. В ходе этого этапа развития, два предыдущих могут быть подвергнуты некоторой коррекции в связи с изменившимися условиями внешней социально-экономической среды. В этом третьем столпе глобального управления и планирования, пожалуй, заключается самая важная сущность стратегического менеджмента, отражающая пути реализации глобальных долговременных планов развития.
Важнейшими инструментами данной стадии являются все наличные ресурсы предприятия, стройность управленческой вертикали, четкость организационной структуры подразделений и квалификация персонала менеджеров, которым и предстоит осуществлять необходимые мероприятия по реализации избранной стратегии.
Наличие стратегии развития предприятия является на сегодняшний день одним из важнейших факторов его нормального существования. При этом нельзя ограничиваться только общими фразами, любая стратегия требует кропотливого анализа основных факторов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на развитие компании. Она представляет собой результат совместной работы всех служб предприятия, при этом в ней должны четко прослеживаться основные структурные уровни компании.
На сегодняшний день, в зависимости от того или иного основания, выделяют различные виды стратегий развития предприятия. Например, согласно основным структурным уровням компании, выделяют такие виды стратегий, как главную, в которой цели ставятся перед всем предприятием как единым целым, функциональную, которая носит обеспечивающий характер и ставит задачи перед отдельными подразделениями, а также стратегии отдельных рабочих групп и небольших коллективов. Помимо этого, в последнее время достаточно часто в отдельный вид стали выделять стратегии, затрагивающие отдельные единицы предприятия. Все дело в том, что во многих крупных корпорациях существуют вполне самостоятельные подразделения, которые обеспечивают на своем уровне полный цикл производства какой-либо продукции или услуги.
Чтобы стать стратегией развития, текущий набор проблем и задач фирмы должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, а также должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга. Многообразные стратегии, которые используют фирмы, являются лишь модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды.
При определении стратегических альтернатив фирмы две проблемы являются ключевыми:
определение реальных возможностей для изменения стратегии, наличие ограничений в улучшении принятой стратегии и возможное пространство для коренного изменения стратегии;
определение таких изменений стратегии, которые позволяют создать существенные конкурентные преимущества.
- Базовые стратегии. Выбор стратегии производится по определенным критериям, в ранжировании которых решающая роль принадлежит высшим руководителям организации. Многообразные стратегии, которые используют фирмы, являются лишь модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Понятие базовой конкурентной стратегии характеризует вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается. В реальном бизнесе выделяют четыре базовых стратегии:
1.1. Стратегия ограниченного роста: цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. Это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действия. Его выбирают фирмы в сложившихся сферах деятельности со стабильной технологией.
1.2. Стратегия роста: характеризуется динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Этой стратегии придерживаются компании, стремящиеся к высоким темпам экономического роста. Эта стратегия включает:
стратегию концентрированного роста (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта);
стратегию интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее расширение);
стратегию диверсифицированного роста (производство новых продуктов).
1.3. Стратегия сокращения: целенаправленное и сбалансированное сокращение данного бизнеса в связи с изменениями на рынке, в экономике в целом и т. п. В рамках данной стратегии имеются варианты ликвидации, сокращения и переориентации.
1.4. Комбинированная стратегия: выступает целесообразным сочетанием всех рассмотренных выше базовых стратегий. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные фирмы, функционирующие в нескольких отраслях.
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.