Введение
Глава 1. Теоретические особенности административного процесса
1.1 Понятие административного процесса
1.2 Виды административного процесса
1.3 Признаки и принципы административного процесса
Глава 2. Субъекты административного процесса
2.1 Понятие субъекта административного процесса
2.2 Граждане как субъекты административного процесса
2.3 Органы исполнительной власти, а также предприятия и учреждения как субъекты административного процесса
Заключение
Список использованных источников и литературы
Административное право на современном этапе развития в России представляет из себя одну из важнейших отраслей права. оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в одной из самых разносторонних сфер общественной жизни – в сфере государственного управления, а также деятельности исполнительных органов и многих других.
Административное право характеризуется достаточно высокими показателями мобильности, а также одной из наиболее широких сфер охваты отраслей хозяйственного, культурного, социального, административного и политического строительства.
В связи с такими особенностями, перед административным правом стоят крайне важные задачи в сфере правового регулирования общественных отношений.
Нормы административного права упорядочивают и непосредственно закрепляют наиболее целесообразные отношения в сфере управления, отвечают за охрану урегулированных правом общественных отношений. Кроме этого, указанные нормы способствуют зарождению новых видов отношений, которые соответствуют духу времени и проводимым реформам.
При непосредственном участии административно-правовых норм определяется статус гражданина в управлении, правовое положение различных государственных органов исполнительной власти, а также особенности их взаимоотношений с гражданами. Нормы административного права обозначают административно-правовой статус еще и органов местного самоуправления, общественных и других негосударственных объединений, административный статус государственных служащих и тех, которые не относятся к государственному сектору.
В процессе правового регулирования государством общественных отношений, происходит относительно последовательная смена различных юридических явлений, то есть непосредственное их движение от состояния разработки, к принятию правовых норм и к состоянию упорядоченности на основе данных норм отдельных сторон жизни государства и общества. Такое движение, смена юридических состояний, происходят в результате совершения государством и иными субъектами последовательных волевых действий, которые направлены на достижение определенных правовых результатов.
Совокупность всех действий такого рода представляет из себя важнейшую часть административного права, которой является административный процесс.
Административный процесс представляет из себя государственно-властную деятельность, которая является совокупность различных последовательно совершаемых действий, при помощи которых решения органов государственной власти могут быть облечены в предусмотренную законодательством юридическую форму, то есть правовые акты, как индивидуального характера, так и непосредственно нормативного.
Доскональное знание сущности административного процесса крайне важно не только для юристов, но еще и для абсолютно всех субъектов административного процесса, которыми являются гражданине, юридические лица, должностные лица, организации и учреждения. Связано это с тем, что законодательство требует по отношению к себе не только соблюдения норм административного права, но еще и соблюдения процедуры разрешения всех категорий административных дел.
На основе всего сказанного, и, определив важность административного процесса, можно сделать вывод о том, чем же именно обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Административный процесс – важнейший элемент административного права, который затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, а также деятельности различных государственных органов. Именно по этой причине, изучение данной категории будет актуальным на любом этапе развития.
Изучением административного процесса на тех или иных этапах развития занимались многие отечественные ученные, правоведы и юристы. Среди них можно назвать следующих: Ю. А. Тихомиров, Ю. А. Дмитриев, Л. Л. Попов, В. Д. Сорокин, Д. Н. Бахран, а также многих других.
Объект исследования – административное право.
Предмет исследования – административный процесс.
Главной целью исследования является полное и всестороннее исследование особенностей административного процесса.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
дать определение административному процессу;
обозначить виды административного процесса;
охарактеризовать принципы и признаки административного процесса;
рассмотреть субъектов административного процесса;
изучить особенности административно-процессуальных норм и отношений.
В исследовании были использованы следующие методы: сравнительно-правовой, системный, метод структурного анализа, метод синтеза и анализа, а также некоторые другие.
Структурно исследование состоит из трёх отдельных глав, которые включают в себя параграфы.
Глава 1. Теоретические особенности административного процесса
1.1 Понятие административного процесса
Административный процесс представляет из себя государственно-властную деятельность, которая является совокупность различных последовательно совершаемых действий, при помощи которых решения органов государственной власти могут быть облечены в предусмотренную законодательством юридическую форму, то есть правовые акты, как индивидуального характера, так и непосредственно нормативного.
Главным основанием для непосредственного осуществления административного процесса в пределах определенного вида производств является не только позитивное поведение, но еще и административное правонарушение, которое совершается физическим или же юридическим лицом[1].
Административным правонарушением может быть признано противоправное, виновное действие или же бездействие физического или юридического лица, за которое Кодекс РФ об административных правонарушениях или же законы субъектов РФ об административных правонарушениях, предусматривают наличие административной ответственности[2].
К принципам административного процесса, которые основываются на существующих принципах административного права, относятся:
- законность;
- конкретность;
- публичный характер;
- упрощенный характер;
- быстрота разбирательств;
- охрана интересов личности;
- охрана интересов государства и общества;
- гласность;
- доступность;
- материальная истина;
- равенство сторон;
- национальный язык;
- юридическая ответственность уполномоченных органов власти, а также должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение[3].
Структуру административного процесса собой образуют различные производства. В частности, к ним можно отнести следующие:
- производство в сфере разрешения дел о поощрениях;
- производство по различным дисциплинарным делам;
- лицензионное производство;
- регистрационное производство;
- производство по делам об административных правонарушениях;
- исполнительное производство и некоторые другие виды[4].
Непосредственная реализация различных норм административного права в порядке, который предусмотрен административным производством, осуществляется согласно с установленной административной процедурой, которая представляет из себя нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав, а также обязанностей.
Под непосредственным законодательным регулирование административных процедур, обычно понимается введение единообразных процессуальных правил построения взаимоотношений между различными государственными органами и гражданами, которое выражается в принятии актов индивидуального характера административными органами, их изменение, отмена, обжалование[5].
Профессор И. Ш. Кильясханов считает, что к элементам административной процедуры можно отнести следующие важные категории:
- процедурные правила, которые по своей сути предназначены для легального применения материальных норм;
- набор юридических актов и действий, которые совершаются и принимаются субъектами компетенции;
- различные стадии деятельности субъектов, последовательность совершения разного рода юридических действий[6].
Законодательство об административных процедурах состоит из федерального законодательства, а также законодательства субъектов РФ.
Проанализировав особенности административного процесса, далее в исследовании можно непосредственно определить место административно-процессуального права в правовой системе РФ.