ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие и виды таможенного контроля
1.2 Формы таможенного контроля
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
2.1. Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров
2.2. Теоретические и практические вопросы, связанные с назначением и проведением таможенной экспертизы товаров на этапе после выпуска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Международная торговля традиционно считается одним из важнейших связующих инструментов мировой хозяйственной системы. Более масштабного процесса сегодня нет, ни иностранные инвестиции, ни технологические трансферты, ни миграционные потоки не обеспечивают сопоставимого по объему движения капитала. Международная торговля является важнейшим драйвером быстрого экономического развития тех стран, которые пытаются найти свой путь в развитый мир. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля являются одними из основных задач таможенных органов. Таможенный контроль является видом государственного контроля, который включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Отличительной чертой таможенного контроля является то, что он осуществляется федеральным органом исполнительной власти, которому присущи достаточно широкие властные полномочия. Сегодня на смену тотальному контролю на этапе совершения таможенных операций пришел выборочный контроль и контроль после выпуска товаров. Таможенный контроль во всех формах предполагает тесное сотрудничество российских таможенных органов с другими государственными органами и таможенными органами других государств.
Организация органов государственного управления, формы и методы государственного контроля в РФ применительно к деятельности таможенных органов рассматривались в трудах российских исследователей Н.М. Блинова, B.В.Ермаковой, А.Д.Ершова, Б.Н.Габричидзе, А.А.Демченко, П.В. Дзюбенко, А.Н.Козырина, А.Ф. Ноздрачева и других.
Объектом исследования является институт государственного контроля на примере контрольно-надзорной деятельности таможенных органов, правовые, экономические и организационные основы таможенного контроля.
Предметом исследования являются положения таможенного и смежных с ним отраслей законодательства РФ, регулирующие вопросы, связанные с осуществлением таможенного контроля после выпуска товаров.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить понятие и формы таможенного контроля после выпуска товаров.
Цель исследования обусловила задачи:
Рассмотреть понятие и принципы таможенного контроля;
Раскрыть задачи проведения таможенного контроля;
Исследовать осуществление таможенного контроля после выпуска товаров;
Изучить теоретические и практические вопросы, связанные с назначением и проведением таможенной экспертизы товаров на этапе после выпуска.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие и виды таможенного контроля
Важным направлением совершенствования внешнеторговой политики является упрощение внешнеторговых процедур, конечной целью которого должно стать устранение избыточности административных барьеров при одновременном обеспечении эффективного государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью.
Одной из разновидностей таких внешнеторговых процедур являются процедуры таможенного контроля, под которыми понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Как отмечает, А.Н. Козырин, вхождение РФ в Таможенный союз ЕврАзЭС (далее - ТС) приводит к перестановке акцентов правового регулирования таможенного контроля. Основными регуляторами становятся источники международного и наднационального регулирования. Правовое регулирование таможенного контроля на национальном уровне становится производным от двух предыдущих уровней (международного и наднационального) [14. С. 3-15].
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 ТК ТС [4].
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.
Как отмечает, С.А. Агамагомедова, при выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений [9. С. 475-481].
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством РФ.
Формы актов, постановлений, протоколов и иных процессуальных документов, составляемых таможенными органами при проведении отдельных форм таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Таможенного союза указанные полномочия возложены на Комиссию Таможенного союза.
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле:
1) имеющих устойчивый характер;
2) связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
3) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
4) затрагивающих другие важные интересы Таможенного союза и РФ, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы [21. С. 59-64].
Проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из РФ под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 ТК ТС, с учетом положений, установленных Федеральным законом [5]. ТК ТС практически воспроизводит определение таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ, корректирует его под условия действия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Таким образом, новым для понятия таможенного контроля является его направленность на обеспечение соблюдения также таможенного законодательства Таможенного союза. В отличие от ТК РФ в ТК ТС не только четко обозначаются объекты таможенного контроля, но и изменяется устоявшийся подход к их пониманию [24. С. 17-20].