Введение
1. Общая характеристика отрасли административного права
1.1. Понятие и предмет отечественного административного права
1.2. Система административного права
2. Сущность административного права
2.1. Функции и принципы административного права
2.2. Метод административного права
Заключение
Список использованной литературы
Административное право являет собой самостоятельную отрасль права, обусловленную специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. В качестве неотъемлемой части системы российского права административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.
Одной из самых объемных, значимых и в то же время сложных для изучения отраслей российского публичного права является административное право. Предметом отрасли выступают управленческие отношения - отношения в сфере публичного управления.
Административное право России - это отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере публичного (государственного) управления.
Происшедшая в постсоветский период смена вектора направленности административно-правового воздействия системы исполнительной власти Российского государства, а также коренные изменения политических, правовых и экономических условий ее функционирования позволяют рассматривать отечественное административное право с позиции инструментального подхода, известного юридической науке как специфическое юридическое средство обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.
Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно-правовые нормы, охватывающие их деятельность.
При реализации основных принципов правовой реформы необходимо принимать законодательные акты и норм административного права на основе выводов административно-правовой науки и науки управления, устанавливать новые административно-правовые отношения и развивать их.
Цель данной работы - изучение сущности административного права.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- понятие и предмет отечественного административного права;
- систему административного права;
- функции и принципы административного права;
- метод административного права
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
- Общая характеристика отрасли административного права
1.1. Понятие и предмет отечественного административного права
В постсоветский период произошла смена вектора направленности административно-правового воздействия системы исполнительной власти Российского государства. Произошли коренные изменения политических, правовых и экономических условий ее функционирования.
Они позволяют рассматривать отечественное административное право с позиции известного юридической науке инструментального подхода как специфическое юридическое средство обеспечения исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
При этом следует заметить, что в соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации[1] смысл и содержание общественных отношений, регулируемых современным административным правом, определяются, по сути, из соотношения закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ прав и законных интересов физических лиц и организаций с правами и законными интересами органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов.
Соответственно, рассматривая административное право в качестве юридического средства обеспечения исполнения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, необходимо выделить основные, характерные функции данной отрасли права (наиболее существенные направления и стороны воздействия административного права на общественные отношения).
Основными функциями современного административного права принято считать:
- регулятивную функцию, которая выражается в обеспечении интеграции (согласованности и взаимосвязи) прав и законных интересов самой разнообразной отраслевой направленности, принадлежащих физическим лицам и организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, которые закреплены в нормах федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе, например, налоговых, бюджетных, экологических, гражданских, трудовых, семейных прав и законных интересов);
- охранительную функцию, которая выражается в обеспечении защищенности (охраны и защиты) прав и законных интересов самой разнообразной отраслевой направленности, принадлежащих физическим лицам и организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, от ряда специфических факторов окружающей действительности, способных причинить вред, ущерб данным правам и интересам, в том числе: от административных правонарушений, а также правонарушений, официально не признаваемых в качестве административных, но влекущих возникновение административных правоотношений (банковских, налоговых, бюджетных правонарушений); неправомерных и (или) необоснованных административно-правовых действий и решений органов публичной власти, их должностных лиц; вредоносных ситуаций (казусов) природного, техногенного и иного рода, влекущих определенные административно-правовые последствия.[2]
Очевидно, что помимо выделенных основных функций административное право выполняет целый ряд важнейших аксессорных, вспомогательных функций, в том числе воспитательную. Как представляется, современное административное право является мощным инструментом преодоления административно-правового нигилизма, обеспечивает формирование разнообразных форм административно-правового сознания, в том числе обыденного, профессионального, доктринального.
Выделенные основные функции административного права реализуются в общественных отношениях посредством использования специфических (административно-правовых) форм и методов деятельности отдельных звеньев механизма Российского государства.
В частности, основные функции административного права реализуются посредством разнообразных форм и методов деятельности органов исполнительной власти, судебных органов, других государственных органов и их должностных лиц, а также посредством форм и методов деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц данных органов, направленных на обеспечение интеграции и защищенности прав и законных интересов физических лиц и организаций, иных органов публичной власти.[3]
Следуя высказанным суждениям, предмет административного права предлагается понимать как систему общественных отношений, складывающихся по поводу и в процессе публично-правового обеспечения исполнения физическими лицами и организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законов, нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ посредством использования и применения специфических (административно-правовых) форм и методов деятельности отдельных звеньев государственного механизма.