Кроме трудовых пенсий по возрасту, то есть старости, и пенсий, назначаемых по такому факту, как инвалидность, в системе так называемых пенсионных выплат в России существует также пенсия, назначаемая человеку в связи с таким трагичным случаем, как потеря кормильца.
Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Е. Е. Мачульская и К. Н. Гусов, определяют факт потери кормильца как смерть или безвестное отсутствие гражданина.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Говоря о данном виде пенсии, следует заметить, что по сути дела речь идёт фактически о трудовой пенсии умершего человека. При жизни люди не могут завещать свою трудовую пенсию, но если после их смерти остаются близкие родственники, которые находились непосредственно на их иждивении, то государство берёт в прямом смысле на себя обязательство, и весьма верное, выплачивать её им в виде пособия, называемого пенсией по потере кормильца.
Основанием для назначения пенсии является, во-первых, факт смерти кормильца, во-вторых, признание человека (кормильца) по решению суда пропавшим без вести.
Однако, если гражданин совершил уголовно наказуемое деяние, преступление, повлекшее за собой, соответственно, смерть кормильца, то пенсия ему назначена не будет. С другой стороны, если смерть данного кормильца все же наступила вследствие совершения гражданином (им самим) умышленного уголовного преступления или вследствие умышленного причинения вреда своему здоровью (факты установлены в непосредственном судебном порядке), то пенсия не назначается.
Актуальность избранная тема приобретает и в свете многочисленных изменений действующего пенсионного законодательства: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принят на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности.
Если разобраться, то пенсия по случаю потери кормильца – это выплаты, которые получал бы живой кормилец, находясь на пенсии. Известно, что этот вид государственных выплат нельзя завещать, но если после смерти человека остаются лица, которые находились на его иждивении, право в получении пенсии переходят к ним в виде пенсии по случаю потери кормильца. Законом установлен круг лиц, имеющих на такую пенсию право, порядок оформления и способ расчета. Если у кормильца отсутствовал трудовой стаж, иждивенцам выплачивается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Объектом исследования являются пенсионные правоотношения возникающие при потере кормильца.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, а также комплекс теоретических особенностей понятия безвестно отсутствующих граждан.
Цель исследования - изучение правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца и определение понятия безвестно отсутствующих граждан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику понятия безвестно отсутствующих граждан и его правовое регулирование;
проанализировать основание и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим;
рассмотреть особенности назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Состояние научной разработанности темы. Отдельные вопросы темы анализиррвались в работах Е. Г. Азаровой, К. С. Батыгина, Р. И. Ивановой, Ю. А. Королёва, А. М. Нечаевой, Г. И. Потшеба, Л. С. Ржанициной, В. К. Субботенко, Е. В. Сосновой, Е. П. Фроловой и других авторов.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, внесших существенный вклад в изучение трудовых пенсий по потере кормильца.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения) использовался при определении понятия трудовой пенсии по случаю потери кормильца; функциональный, ориентирующий на выяснение функций государственного пенсионного обеспечения в РФ.
Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1 понятие и правовое регулирование безвестно отсутствующих граждан
1.1 Понятие безвестно отсутствующих граждан, потеря кормильца
Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора. С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения возможных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.
Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.
Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (гл. 30 ГПК). Понятие "заинтересованные лица" в законе не дается. По смыслу закона, к их числу относятся супруг, который может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца; другие лица, которым это необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден, например, показаниями свидетелей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).
Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.
1.2 Правовое регулирование безвестно отсутствующих граждан
Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем. Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.
Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительства и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, без обращения в суд (п. 2 ст. 43 ГК). По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако, по смыслу закона, в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты[1].
Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.
В-третьих, прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.
В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.
В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина[2]:
- если годичный срок не истек, но имущество в силу назначения, ветхости и т.п. нуждается в непрерывном управлении;
- как предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, на основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
В судебном решении должны быть отражены, в том числе:
- факт необходимости постоянного управления имуществом;
- факт передачи имущества в доверительное управление;
- назначение доверительного управляющего, который определяется органом опеки и попечительства.
На момент рассмотрения дела имущество может быть передано в доверительное управление органом опеки и попечительства.
На практике имеют место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа родственников или иных лиц. Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.