Введение
1. Правовое воспитание: : историко-теоретический аспект
1.1 Исторический аспект возникновения воспитания
1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания
1.3 Правовое воспитание в
и методы
2. Правовое воспитание в современной России и его
в формировании правовой культуры российских граждан
Заключение
Список использованной литературы
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира — все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.
На протяжении длительного времени для общества и государства была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию законопослушного человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Правовое воспитание - сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Еще в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные неправовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Цель исследования – выявить понятие и цели правового воспитания в современных российских реалиях.
Задачи исследования:
- проанализировать исторический аспект возникновения воспитания;
- выявить различные подходы к понятию содержания правового воспитания;
- определить понятие, формы и методы правового воспитания в теоретико-правовой науке;
- охарактеризовать правовое воспитание в современной России и его значение в формировании правовой культуры российских граждан.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового воспитания граждан России.
Предмет исследования – понятие, цели, формы и значение правового воспитания.
При выполнении работы используются следующие методы: общенаучные – анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и частнонаучные – исторический, метод сравнительного правоведения и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы и заключение, а также библиографический список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Исторический аспект возникновения воспитания
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве, правовой культуре, правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуют необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.
Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.
Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и прежде всего в странах со стабильной политической системой) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях[1].
Успешное решение практических задач в этой области во многом определяется уровнем методологического и теоретического осмысления ряда проблем, среди которых одной из важнейших является проблема воспитания правовой культуры и дисциплины у сотрудников государственного аппарата.
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание. Соответственно, правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Суть социально-нормативного воспитания состоит, по-видимому, в передаче различными способами информации о том, какие существуют образцы поведения и какую реакцию они вызывают у окружающих, у общества: одобряется или пресекается поведение, соответствующее образцу. Для воспринимающего субъекта это отбор и усвоение информации, это постижение мира в образцах поведения[2].
Другой вопрос, как лучше организовать социально-нормативное воспитание с тем, чтобы избирались только желательные для общества образцы поведения. Особенностью социально-нормативного воспитания можно считать движение от моделей, от абстрактных норм к конкретному: от поверхности, от внешне воспринимаемых процессов в обществе к сути явлений, связей, отношений. Понятно, что норма не разъясняет субъекту в подробностях причины и цели своего существования. Однако сознательный воспитатель устремляется от предлагаемого образца в глубь внутреннего мира воспитуемых, на поиски уже имеющихся там эмоций и чувств, представлений и мнений, улавливая настроения, находя созвучные образы и помогая, таким образом, ассимилировать полученную информацию.
Будучи моделью, правовая норма не может дать всей программы поведения для определенного субъекта в определенных обстоятельствах. Такую программу выстраивает сам человек, ориентируясь на уровень допустимого или пренебрегая им. Поэтому для человека интеллигентного, истинного гражданина правило, изложенное в диспозиции, - это лишь информация о том, какое поведение неприемлемо. Он не нуждается в угрозе принуждения, не ограничивается социально необходимым и наполняет свои действия и поступки высоким нравственным и эстетическим содержанием. Это и не удивительно, ведь само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности[3].
Остальное воспитание, в отличие от социально-нормативного, представляется в основном движением от содержания к форме, к соответствующим требованиям общества. Это движение подобно движению законодателя, который идет от эмпирии к абстрактным моделям. Разумеется, абсолютного разграничения и противопоставления таких встречных движений внутри единого воспитательного процесса быть не может: это противоречило бы диалектике.
Вероятно, не вызовет возражений утверждение о том, что ядром социально-нормативного воспитания является нормативно-правовое в соответствии с той нагрузкой, которую несет в обществе право как средство регулирования всех жизненно важных отношений. До тех пор пока общество предполагает возможность нарушения своих интересов, пренебрежения обязательными к исполнению требованиями, оно будет предотвращать это с помощью норм, реализуемых в определенных случаях принудительно. А это значит, что из бесчисленных вариантов социально желаемого поведения общество будет отбирать, выделять ядро - сгусток социально необходимого и превращать в эквивалент - в правовые нормы. Если эти нормы на современном историческом этапе являются своеобразным генератором поведения в социуме, то аналогичную роль нормативно-правовое воспитание должно играть в социально-нормативном и соответственно в формировании правовой воспитанности. В этом плане нормативно-правовое воспитание можно было бы назвать правовым воспитанием в узком смысле, поскольку правовое воспитание в целом отнюдь не является сугубо нормативным. Как представляется, оно одновременно служит ядром и нормативно-социального, и правового воспитания, ибо это предельно социальное воспитание.