Курсовая работа|Право

Правовое воспитание. Понятие и цели

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

1. Правовое воспитание: : историко-теоретический аспект 

1.1 Исторический аспект возникновения воспитания

1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания

1.3 Правовое воспитание в

и методы

2. Правовое воспитание в современной России и его

в формировании правовой культуры российских граждан

Заключение

Список использованной литературы

 

Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира — все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.

На протяжении длительного времени для общества и государства была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию законопослушного человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.

Актуальность исследования обусловлена тем, что правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Правовое воспитание - сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Еще в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные неправовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Цель исследования – выявить понятие и цели правового воспитания в современных российских реалиях.

Задачи исследования:

- проанализировать исторический аспект возникновения воспитания;

- выявить различные подходы к понятию содержания правового воспитания;

- определить понятие, формы и методы правового воспитания в теоретико-правовой науке;

- охарактеризовать правовое воспитание в современной России и его значение в формировании правовой культуры российских граждан.

Объект исследования – общественные отношения в сфере правового воспитания граждан России.

Предмет исследования – понятие, цели, формы и значение правового воспитания.

При выполнении работы используются следующие методы: общенаучные – анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и частнонаучные – исторический, метод сравнительного правоведения и формально-юридический метод.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы и заключение, а также библиографический список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 Исторический аспект возникновения воспитания

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве, правовой культуре, правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуют необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.

Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.

Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и прежде всего в странах со стабильной политической системой) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях[1].

Успешное решение практических задач в этой области во многом определяется уровнем методологического и теоретического осмысления ряда проблем, среди которых одной из важнейших является проблема воспитания правовой культуры и дисциплины у сотрудников государственного аппарата.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание. Соответственно, правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Суть социально-нормативного воспитания состоит, по-видимому, в передаче различными способами информации о том, какие существуют образцы поведения и какую реакцию они вызывают у окружающих, у общества: одобряется или пресекается поведение, соответствующее образцу. Для воспринимающего субъекта это отбор и усвоение информации, это постижение мира в образцах поведения[2].

Другой вопрос, как лучше организовать социально-нормативное воспитание с тем, чтобы избирались только желательные для общества образцы поведения. Особенностью социально-нормативного воспитания можно считать движение от моделей, от абстрактных норм к конкретному: от поверхности, от внешне воспринимаемых процессов в обществе к сути явлений, связей, отношений. Понятно, что норма не разъясняет субъекту в подробностях причины и цели своего существования. Однако сознательный воспитатель устремляется от предлагаемого образца в глубь внутреннего мира воспитуемых, на поиски уже имеющихся там эмоций и чувств, представлений и мнений, улавливая настроения, находя созвучные образы и помогая, таким образом, ассимилировать полученную информацию.

Будучи моделью, правовая норма не может дать всей программы поведения для определенного субъекта в определенных обстоятельствах. Такую программу выстраивает сам человек, ориентируясь на уровень допустимого или пренебрегая им. Поэтому для человека интеллигентного, истинного гражданина правило, изложенное в диспозиции, - это лишь информация о том, какое поведение неприемлемо. Он не нуждается в угрозе принуждения, не ограничивается социально необходимым и наполняет свои действия и поступки высоким нравственным и эстетическим содержанием. Это и не удивительно, ведь само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности[3].

Остальное воспитание, в отличие от социально-нормативного, представляется в основном движением от содержания к форме, к соответствующим требованиям общества. Это движение подобно движению законодателя, который идет от эмпирии к абстрактным моделям. Разумеется, абсолютного разграничения и противопоставления таких встречных движений внутри единого воспитательного процесса быть не может: это противоречило бы диалектике.

Вероятно, не вызовет возражений утверждение о том, что ядром социально-нормативного воспитания является нормативно-правовое в соответствии с той нагрузкой, которую несет в обществе право как средство регулирования всех жизненно важных отношений. До тех пор пока общество предполагает возможность нарушения своих интересов, пренебрежения обязательными к исполнению требованиями, оно будет предотвращать это с помощью норм, реализуемых в определенных случаях принудительно. А это значит, что из бесчисленных вариантов социально желаемого поведения общество будет отбирать, выделять ядро - сгусток социально необходимого и превращать в эквивалент - в правовые нормы. Если эти нормы на современном историческом этапе являются своеобразным генератором поведения в социуме, то аналогичную роль нормативно-правовое воспитание должно играть в социально-нормативном и соответственно в формировании правовой воспитанности. В этом плане нормативно-правовое воспитание можно было бы назвать правовым воспитанием в узком смысле, поскольку правовое воспитание в целом отнюдь не является сугубо нормативным. Как представляется, оно одновременно служит ядром и нормативно-социального, и правового воспитания, ибо это предельно социальное воспитание.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Абдуллаева М. Д. Проблемы реализации правового воспитания в школе // Молодой ученый. 2013. №2. С. 326-327.
  3. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 419.
  4. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. 2014. № 3. С. 25 - 27.
  5. В.А. Шеховцов. Конституция, политика и реальность // Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С.147.
  6. Воронин Д.В. Психолого-правовые аспекты правомерного поведения личности // Юридическая психология. 2014. № 4. С. 18 - 20.
  7. Ганаева Е. Э. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. 2014. №21. С. 512-514.
  8. Григорьева О. В., Наумова А. Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. №4. С. 816-819.
  9. Григорьева, О. В. Правовое воспитание как процесс формирования высокого правосознания и правовой культуры. // Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие — социально-инновационное развитие — правовая культура и правовая защита — инновационная креативность. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.: [Материалы].-Волгоград.-М.: ООО «Глобус», 2010.- С.288–296.
  10. Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи // Молодой ученый. 2013. №7. С. 272-274.
  11. Кирсанов И.В. Природа правового воспитания // История государства и права. 2007. № 9. С.43.
  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 26.
  13. Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. Т. 1. С. 8.
  14. Леванский В.А., Соколов Н.Я. Юристы о мотивах правомерного поведения граждан // Lex Russica. 2010. Т. LXIX. № 1. С. 5 - 21.
  15. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 58.
  16. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2. С. 30 - 33.
  17. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3. С. 11 - 17.
  18. Павликов С.Г. Власть Конституции в правовом государстве и судебный конституционный контроль // Современный юрист. 2013. № 2(3) (Апрель-Июнь). С. 44 - 59.
  19. Панова И.В. Судопроизводство в контексте российской правовой культуры // Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. С. 74 - 84.
  20. Сергевнин С.Л. Российское национальное правосознание: некоторые конституционно-правовые проблемы // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 5. С. 16 - 23.
  21. Тепляшин И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 66 - 69.
  22. Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. 2014. №3. С. 685-686.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское