Введение
ГЛАВА 1. ПРОПУСК ЛИЦ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
1.1.Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
1.2.Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕННОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ НА ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2.Общая характеристика временного ограничения права на выезд из Российской Федерации
2.2.Порядок применения временного ограничения права на выезд из Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы въезда на территорию Российского государства, а также выезда, становятся все более глобальными, затрагивающими все сферы деятельности, включая политическую, экономическую, социальную и т.д. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. Вопросы, относящиеся к въезду иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижению по этой территории и выезду за рубеж, хотя и составляют в значительной мере сферу публичного права, тем не менее, тесно связаны с институтами международного частного права, определяющими правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России. Сформулированные в ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, они исходят из следующего: каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное перемещение и свобода выбора местожительства; каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев. Положения Пакта о гражданских и политических правах образуют основу для регулирования соответствующих вопросов в национальном законодательстве, включая ст. 27 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым в российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Действительные документы, предъявляемые лицами без гражданства, должны быть выданы соответствующими органами государства их проживания. Согласно правовых норм Федерального закона ''О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию'' выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным Законом. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора. Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством и международными договорами. В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Цель данной работы – рассмотрение правового регулирования выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Объект данного исследования – правовое регулирование выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Предметом исследования является правовое регулирование выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд практических задач: рассмотреть пропуск лиц через Государственную границу России, изучить въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, исследовать общую характеристику временного ограничения права на выезд из Российской Федерации.
Для достижения, поставленных в настоящей курсовой работе задач, применялись разнообразные методы познания – как общенаучные, так и частнонаучные. Определяющее значение отводится общенаучным: диалектическому и системно-структурному, а также использовался метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких ученых как: Ноя И.С., Наташева Н.С., Рарога А.И., Стручкова Н.А., Сергеевского Н.Д., Таганцева Н.С. Из теоретических исследований последнего времени можно назвать исследования, авторами которых являются Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П., Зубков А.И.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Структура работы определена целями и задачами курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ПРОПУСК ЛИЦ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
1.1.Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
По нашему мнению, пропуск лиц через Государственную границу является одним из совокупности правил, формирующих режим Государственной границы РФ. Полагаем, что содержание правила пропуска заключается в признании законности пересечения линии Государственной границы РФ при следовании в пункт пропуска либо в получении разрешения на пересечение линии Государственной границы[1]. Определено, что пропуск осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых пограничными органами проводится процедура пограничного контроля, направленная на установление наличия либо отсутствия оснований для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Проверка оснований для пропуска имеет целью установить принадлежность документа предъявителю и соответствие документа официальному описанию, наличие визы (иного разрешения), действительность срока действия документа, удостоверяющего личность и визы, отсутствие отметок об ограничении въезда в РФ. Несоответствие какому-либо параметру будет являться основанием для не пропуска гражданина. По результатам пограничного контроля принимается решение о пропуске либо не пропуске гражданина. В случае положительного решения в соответствующем документе проставляется отметка с указанием даты и места прохождения пограничного контроля (даташтамп). Мы полагаем, что вопреки сложившемуся мнению, даташтамп не является отметкой о пересечении линии границы, а лишь фиксирует факт получения от пограничных органов разрешения на въезд (выезд). Во время нахождения лица в режимной зоне пункта пропуска отметка является разрешением для дальнейшего следования на территорию Российской Федерации либо следования к линии границы по завершению прохождения оставшихся видов контроля. Пересечение линии границы не всегда является основанием для осуществления процедуры пограничного контроля. Например, по нашему мнению, не рассматривается, как выезд из РФ и въезд в РФ пересечение Государственной границы РФ при следовании с одной части территории РФ на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ. Мы установили, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым гражданине РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются: паспорт; дипломатический паспорт, служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). По нашему мнению, существуют проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из положений ст.11 Закона «О Государственной границе РФ[2]», основанием для признания законности пересечения границы либо получения разрешения на выезд из РФ является наличие действительных документов. Соответственно деяние, выраженное в попытке въезда(выезда) без действительных документов или предъявление на паспортный контроль недействительных документов и (либо) визы(иного разрешения) будет являться покушением на установленный порядок пропуска через Государственную границу РФ. Действительность документа и разрешения (в том числе и визы) определяется следующими параметрами: соответствие описанию, утвержденному Постановлением правительства РФ, или описанию, полученному по линии Министерства иностранных дел РФ. Виза должна быть выдана к предъявляемому документу, а стикерная виза вклеена на страницу, ''погашенную'' печатью консульского учреждения, выдавшего разрешение на пропуск в РФ. Соответствие описанию подразумевает, что документ имеет строго определенные размеры, количество страниц и все степени защиты (голограммы, ламинированные покрытия, водяные знаки, рисунки, специальные шрифты и ''дефекты''; имеет все необходимые реквизиты: прошит соответствующей нитью, обложка изготовлена из соответствующего материала и имеет нужный цвет, рисунок и надписи, имеет место для простановки даташтампа, не деформирован вследствие воздействия высокой температуры жидкостей, огня. При предъявлении документов с вышеуказанными дефектами документ в зависимости от степени и характера повреждений может быть признан недействительным либо поддельным. Наравне с данной категорией недействительными для пересечения границы признаются документы, выданные предъявителю в установленном порядке, но на чужие установочные данные, а также документы, принадлежащие третьему лицу. Право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, в первую очередь, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о Государственной тайне, в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы, задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда, осужден за совершение преступления, до отбытия(исполнения) наказания или до освобождения от наказания, уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами, является сотрудником ФСБ. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ орган внутренних дел выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основания и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявший на себя ответственность за ограничение данного гражданина на выезд из РФ.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015)
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
- Определение Свердловского областного суда от 27 ноября 2012 г. по делу N 33-14200/2012 // СПС "Консультант Плюс"
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1244-О-О и от 4 июня 2013 года N 902-О
- Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в связи с жалобами ряда граждан"
Литература:
10.Голубок Сл, Конституционное право России. Конституционное право. Учебное пособие. М., Риор, 2012. 5-е изд.
11. Омельченко Н.А., Казбан Е.А. /Н.А. Омельченко, Е.П. Казбан// «История государственного управления в России» Москва, 2011
12.Правовая политика: федеральный, региональный и местный уровни // Гумашвили Л.Э. Муниципальная служба: правовые вопросы, 2013, N 3
13. Решетникова И.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и практике его применения. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 752 с.
14.Решение Октябрьского районного суда города Санкт-Петербурга от 2 апреля 2013 г. по делу N 2-1216/2013, Решение Королевского городского суда Московской области от 17 июня 2011 г.
15.Терещенко О. В. Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 681-684.