Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в современной России, с неизбежностью оставляют свой отпечаток на ее правовой системе. В процессе глубокой перестройки, прежде всего, находится основной элемент данной системы - право, роль которого в жизнедеятельности общества резко возрастает.
Право как социальный феномен не может существовать в отрыве от общества, рассматриваемого в конкретный исторический период. Как важнейший регулятор человеческого поведения, право изменяется вместе с изменением общества. К сожалению, ни один законодатель сколь бы талантлив ни был, не может предвидеть, какое законодательство потребуется обществу через пять, десять или пятнадцать лет. В лучшем случае законодательство идет в ногу со временем, но, как правило, отстает от него. Этот временной разрыв между правом необходимым и правом наличным, когда общество стремительно усложняется и развивается, а право остается на месте, и является основной причиной возникновения правового вакуума.
Каждое воздействие права на действия людей охватывается определением законное влияние.
Правовое влияние исполняется в 2-ух формах:
1. общесоциальное процесс права - это влияние, при котором возможность проявляет на социум воздействие, равное с другими социальными действами. В данном воздействии не выражается особенность права, оно оказывает большое влияние на действия кроме того, как и политика, экономика, религия, мораль и другие явления.
Общесоциальное действие права выражается в - информативном воздействии права, - ценностноориентационном воздействии полномочия (возможность закрепляет взгляды о ценностях, установленных в обществе, и этим направляет людей на утверждение и овладение данными ценностями).
2. законное регулирование - это исполняемое при помощи особенной концепции правовых средств упорядочивающее влияние права на социальные взаимоотношения.
Особенность правового регулирования как некоторого типа общественного регулирования состоит в том, что влияние на действия людей и социальные взаимоотношения исполняется только при помощи специализированных законных средств и способов. Отсюда применение различных иных средств законного характера, специально для этого не предназначенных, законным регулированием не являются, они принадлежат к наиболее широкому суждению — правовое влияние. По этой причине какое-либо влияние на действия людей через средства массовой информации, линией пропаганды либо агитации, в том числе нравственного либо законного обучения и обучения не считаются законным регулированием, по причине того, что не представляют из себя специально нацеленную юридическую деятельность по упорядочиванию социальных взаимоотношений.
Признаки законного регулирования заключаются в том, что оно, во-первых, характерно для права, т.е. характерно лишь праву, а, во-вторых, исполняется при помощи особой системы законных средств, называемой устройством законного регулирования.
Правовое регулирование представляет собою процесс, проходящий во времени; в нем есть конкретная последовательность, которая закрепляется в стадиях законного регулирования.
Цель работы: исследовать правовое регулирование и законное влияние.
Для свершения определенной цели в работе решаются последующие задачи:
1. Проанализировать представление и система законного регулирования;
2. Проанализировать виды законного регулирования;
3. Проанализировать представление и фигуры законного влияния.
Объект работы: система правового регулирования как совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов в рамках единого процесса функционирования.
Предмет работы: современное правовое регулирование.
Степень научной разработанности. Основные характеристики правового регулирования и его механизма стали предметом исследования в работах С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, М.А. Аржанова, А.И. Бобылева, И. Быстржиной, A.M. Витченко, O.A. Гаврнлова, В.М. Горшенева, Б.В. Дрей-шева, В.П. Казнмирчука, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, М. Лаккатош, Н.И. Матузова, A.B. Малько, М.Н. Марченко, Ю.С. Решетова, В.Г. Смирнова, Ю.К. Толстого, Б.В. Шейндлина, Л.С. Явича, А.Х. Саидова и др. Вопросам эффективности правового регулирования посвящены работы таких авторов, как A.Н. Андрющенко, Ф. Балвин, Т. Гирш, В.В. Глазырин, В.В. Головянко, НЕ. Анд-риянов, А.Б. Венгеров, Г.А. Злобин, В.П. Казимирчук, Г. Кельзен, В.А. Козлов, И.Н. Кузнецов, В.Н. Кудрявцев, В. В. Лапаева, В. В. Лазарев, М.П. Лебедев, B.И. Никитинский, Р. Паунд, A.C. Пашков, И.Л. Петрухин, В.В. Перфильев, Б.Г. Розовский, И.С. Самощенко, Д.М. Чечот, Е.П. Шикин, С.А. Шлыков, Д.А. Урсула, Ф.Н. Фаткуллин, Л Д. Чулюкин, Е. Эрлих, Л.С. Явич др.
Глава 1. Понятие и сущность правого регулирования
1.1 Понятие и признаки правого регулирования
Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание[1].
Осуществляя регулирование общественных отношений, право тем самым служит не только государству, обществу в целом, его коллективным образованиям, но, прежде всего, человеку. Одна из важнейших гуманистических задач права заключается в том, чтобы создать благоприятные правовые условия для безопасности, благополучия, социального и творческого развития каждого индивида. Поэтому изучение взаимодействия права и личности является одним из наиболее актуальных направлений в теории государства и права, которое не только способствует гармонизации отношений человека и государства, но и позволяет глубже уяснить закономерности возникновения, функционирования и развития самого права.
Под принципами права понимаются основополагающие идеи, отправные положения, характеризующие сущность права, его содержание и социальное назначение. Выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы права, а также принципы отдельных институтов права[2].
Общеправовые принципы права применимы ко всем отраслям. К ним относятся:
- Гуманизм — должно быть гарантировано уважение к каждой личности, ее чести, достоинству, неотъемлемым правам и свободам.
- Демократизм — единственным источником государственной власти является народ.
- Социальная справедливость — государство должно обеспечивать интересы всех слоев общества.
- Равноправие, равенство всех перед законом.
- Законность — строгая иерархия нормативных актов, верховенство закона.
- Единство прав и обязанностей — закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями.
Отраслевые принципы права действуют в рамках одной отрасли права (например, принцип добровольности заключения брака в семейном праве), межотраслевые — в рамках нескольких отраслей (например, принципы гласности и состязательности в гражданском процессуальном и уголовном процессуальном праве). Кроме того, есть принципы, которые распространяются на отдельные институты права (например, принцип свободы, тайны, закрытости завещания — для института наследования по завещанию).
От принципов права следует отличать правовые аксиомы, т. е. юридически значимые положения, принимаемые без доказательств в силу их очевидности и практической целесообразности. Примеры правовых аксиом: в споре должны быть выслушаны обе стороны; нельзя осуждать дважды за одно правонарушение; закон не имеет обратной силы. Правовые аксиомы имеют нормативное значение, т. е. закрепляются в нормах права[3].
Понятие механизма правового регулирования является одним из наиболее общих и важнейших в марксистско-ленинской юридической науке. В советском правоведении ему в последнее время уделяется все большее внимание.
Вывод: право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом[4].
Функции права представляют собой основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. Выделяют общесоциальные и собственно юридические функции права.