Курсовая работа|Право

Правовое регулирование оборота гражданского оружия в РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Основы нормативного регулирования оборота гражданского оружия в Российской Федерации

1.1.Нормативная основа оборота гражданского оружия в России

1.2. Понятие и виды гражданского оружия

Глава 2. Организации оборота гражданского оружия в Российской Федерации

2.1. Порядок приобретения гражданского оружия

2.2. Хранение, ношение и транспортирование гражданского

оружия

2.3. Контроль полиции за оборотом гражданского оружия

Заключение

Список использованной литературы

 

Обладание оружием в различные периоды историй предопределялось несовпадающими факторами и решало различные задачи - от самозащиты до удовлетворения эстетических потребностей (например, при коллекционировании), являлось предметом и быта, и национальной (этнической) гордости. Как компонент нашей жизни и цивилизации оружие неизбежно будет присутствовать рядом с человеком. Это обстоятельство требует выработки определенного отношения к оружию и различным его видам, установления ясных запретов и, наоборот, дозволений, то есть сбалансированного правового режима, учитывающего таящиеся в оружии опасности и необходимость разумного удовлетворения потребностей граждан в обладании оружием.

Развитие нашего общества на пути радикальных социально-экономических реформ лишь обострило проблему правового регулирования оборота оружия. С одной стороны, существует мнение о необходимости свободного (без ограничений) приобретения огнестрельного оружия, поскольку неотъемлемым правом всякого гражданина является право на защиту своих прав и свобод любыми дозволенными способами (ст. 55 Конституции РФ). С другой стороны, естественны опасения в связи с поголовным вооружением и возможным использованием оружия в криминальных целях.

Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с незаконным оборотом оружия, проблема вооруженной преступности продолжает оставаться одной из актуальных. Совершение преступлений с использованием оружия, как правило, вызывает повышенный общественный резонанс. Кроме того, незаконное распространение взрывчатых веществ и взрывных устройств стало в настоящее время катализатором агрессивности и жестокости преступных проявлений. Незаконный оборот этих предметов и их использование преступниками способствуют обострению криминологической ситуации в стране, создают реальную угрозу государственной и общественной безопасности.

Таким образом, изучение правового регулирования оборота гражданского оружия крайне актуально, так как затрагивает непосредственно вопросы безопасности всего общества.

Цель курсовой работы – изучение правового регулирования оборота гражданского оружия в России.

Задачи курсовой работы:

- изучение основ нормативного регулирования оборота гражданского оружия в Российской Федерации;

- выявление особенностей организации оборота гражданского оружия в Российской Федерации: приобретения гражданского оружия, хранения, ношения и транспортирования гражданского оружия; контроля полиции за оборотом гражданского оружия.

 

Глава 1. Основы нормативного регулирования оборота гражданского оружия в Российской Федерации

1.1.Нормативная основа оборота гражданского оружия в России

Основными нормативными актами, регламентирующими оборот оружия, являются Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. "Об оружии"[1], Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации[2], Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях[3], Положение о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему[4], а также Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия[5].

Торговля гражданским и служебным оружием подлежит лицензированию на основании Постановления Правительства РФ от 28.08.2012 № 865[6], утвердившего Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.

Понятийный аппарат и теоретические положения, регулирующие оборот оружия в РФ, утверждены Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии"[7].

Отметим следующие важные для темы исследования новеллы Закона об оружии.

В части 1 ст. 1 появилось новое понятие - "огнестрельное оружие ограниченного поражения", под которым понимается короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку. Данное оружие в зависимости от цели его использования подразделяется на гражданское и служебное.

          Установлен запрет на ношение и перевозку в общественных местах пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии. Законодатель не рассматривает пневматическое оружие в качестве оружия самообороны, его использование возможно только в специально отведенных для этого местах для занятий спортом, а также в целях охоты.

В новой редакции изложена ст. 13, регламентирующая вопросы приобретения оружия гражданами РФ. Среди нововведений особо следует отметить ограничение, связанное с общим количеством приобретенного гражданином огнестрельного оружия ограниченного поражения - всего две единицы. Напомним, что общее количество иного приобретаемого гражданского огнестрельного оружия не должно превышать пяти единиц по каждому виду (за исключением случаев их коллекционирования).

Владельцы огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны обязаны теперь не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

Также подвергся корректировке перечень оснований отказа в выдаче гражданам лицензии на приобретение оружия. Так, основание отказа "не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием" трансформировалось в "не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, форма и порядок выдачи которого устанавливается Минздравсоцразвития России, а "имеющим судимость за совершение умышленного преступления" в "имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно". Кроме того, получить лицензию на оружие теперь не могут граждане, лишенные по решению суда права на приобретение оружия, а также состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

Без лицензии могут приобретаться и не подлежат регистрации в органах внутренних дел конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты, револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, сигнальные пистолеты, револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним.

Ремонт и замена комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия, могут производиться владельцем этого оружия самостоятельно[8].

Оружие признано ограниченной в гражданском обороте вещью и любая деятельность, объектом которой оно является, требует специального разрешения или лицензии.

Во многих научных работах авторы указывают на недостаточную проработанность понятийного аппарата в части определения всех действий, составляющих содержание оборота оружия. На наш взгляд, действующая редакция Закона № 150-ФЗ обогащена достаточным толкованием большинства практикуемых действий. Говоря о проблеме произвольного толкования судами норм закона, не стоит забывать о том, что Закон № 150-ФЗ имеет исключительно теоретические положения, тогда как все практические методики разбросаны между множеством постановлений Правительства РФ и приказов МВД России.

Высокая степень общественной опасности незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств характеризуется разнообразием преступных последствий. Кроме угрозы личности и имущества, преступные деяния несут в себе угрозу таким ценностям, как общественный порядок, нормальная деятельность органов власти и управления, функционирование на должном уровне хозяйственных объектов и негосударственных формирований.

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (с изм. от 21 июля 2014 г. № 227-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - ст. 5681.
  2. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.- 1998. - № 32. - ст. 3878.
  3. Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 "Oб утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 42. - ст. 4790.
  4. Приказ Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по боеприпасам и МВД РФ от 3 июня 2000 г. № 128/135/601 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования производства оружия" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 43
  5. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 455 "Об утверждении Положения о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26. - ст. 2598.
  6. Постановление Правительства РФ от 28.08.2012 № 865 "О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия" // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36. Ст. 4916.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 № 16-П "По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина" // Собрание законодательства РФ. 2012. № 29. Ст. 4168.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" (ред. от 03.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 5.
  9. Решение Верховного Суда РФ от 17.09.2008 № ГКПИ08-1077 «О признании частично недействующим пункта 162 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288» // СПС Консультант Плюс.
  10. Апарышев И. Оружие и преступление // ЭЖ-Юрист. 2012. № 33. С. 1, 6.
  11. Волянская Р.В. Особенности правового регулирования отдельных действий при обороте гражданского оружия // Предпринимательское право. 2007. № 2. С.43.
  12. Дизер О.А., Сургутсков В.И. Гражданское оружие: законодательное регулирование оборота: Практическое пособие // СПС КонсультантПлюс. 2011.
  13. Долгополов А.А. Сущность режимного административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 18 - 22.
  14. Дугенец А.С., Масленников М.Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 2 - 11.
  15. Зырянов С.М. Разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2013. № 5. С. 13 - 21.
  16. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 39 - 48.
  17. Меркушев А.Е. О судебной практике по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 2. С. 12.
  18. Ноздрачев А.Ф. Административная разрешительная система в Российской Федерации: актуальные теоретические и практические вопросы функционирования // Законодательство и экономика. 2014. № 2. С. 5 - 36.
  19. Самсонов В.Н., Собин А.Н. Понятие и основные черты лицензионно-разрешительного производства полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 21 - 25.
  20. Трегубова Е.В. Дозволения и запреты как методы (средства) административного регулирования в российском праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 986 - 997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское