Введение
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования
1.1 Понятие и предмет правового регулирования и его виды
1.2 Способы, типы и методы правового регулирования
Глава 2 Механизм правового регулирования
2.1 Понятие механизма правового регулирования
2.2 Эффективность правового регулирования и механизм
его обеспечения …
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что правовое регулирование общественных отношений и его механизм является важнейшей, базовой категорией науки теории государства и права.
Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Метод регулирования относится к числу основополагающих категорий правовой науки. В теории права утвердился вывод, являющийся одним из крупных ее достижений, в соответствии с которым каждая отрасль права характеризуется присущими ей предметом регулирования как относительно обособленной группой однородных общественных отношений и методом регулирования как своеобразным способом воздействия на эти отношения. Наряду с предметом регулирования метод используется при конструировании самого понятия гражданского права и других отраслей права. Поскольку метод регулирования признается непременным признаком отрасли права, постольку отраслевые методы вслед за предметом выполняют роль критерия для выявления системы права.
В литературе наблюдалось постепенное сближение взглядов относительно понятия метода правового регулирования, специфичности методов, присущих каждой из отраслей права, производности отраслевых методов от социального содержания регулируемых отношений, необходимости использования этой категории для выявления системы права. Тем не менее существенные расхождения как в общетеоретической трактовке вопросов метода правового регулирования, так и в понимании методов отдельных отраслей, в частности гражданского права, преодолены не были.
Взгляды ученых на механизм правового регулирования имеют по своей сути несущественные отличия, им свойственны дополнения, но тем не менее они не могут привести к единому определению понятия "механизм правового регулирования" и, соответственно, способствуют дискуссиям. Это естественный процесс, так как теория права продолжает развиваться.
Цель – выявить сущность механизма правового регулирования.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- проанализировать теоретические основы правового регулирования;
- выявить понятие и предмет правового регулирования и его виды;
- определить способы, типы и методы правового регулирования;
- выявить понятие механизма правового регулирования;
- исследовать эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
Эти вопросы являются, можно сказать, вводными, дающими общее представление о теории государства и права. Изучение указанных вопросов актуально, так как знание их потребуется каждому лицу, всерьез заинтересованному насущными проблемами юридических наук.
Объект изучения – общественные отношения в сфере механизма правового регулирования; предмет – категория механизма правового регулирования в Российской Федерации.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – метод сравнительного правоведения, исторический, формально-юридический.
Механизм правового регулирования в общетеоретическом плане разрабатывался в работах таких отечественных ученых-правоведов, как С.С. Алексеев, Б.Т. Базылев, М.И. Байтин, С.Н. Братусь, В.М. Ведяхин, Н.В. Витрук, И.Я. Дюрягин, С.Н. Кожевников, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, Н.М. Кропачев, О.А. Красавичков, В.В. Лазарев, Д.А. Липинский, А.В. Малько, В.М. Манохин, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, В.Н. Протасов, В.С. Прохоров, Ю.С. Решетов, Р.О. Халфина, В.А. Шабалин, А.Ф. Черданцев, Е.В. Черных, А.А. Чистяков и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и предмет правового регулирования и его виды
Понятие "регулирование" происходит от латинского слова "regulo", что означает "устраиваю", "привожу в порядок". В общей теории права в предмет правового регулирования входят общественные отношения[1], находящиеся под государственным воздействием с помощью закона. По мнению В.Д. Сорокина, в предмет правового регулирования входят те общественные отношения, которые объективно по целому ряду причин нуждаются в юридическом регулировании, т.е. единообразном воздействии на них со стороны государства, в которых общество и государство непосредственно заинтересованы[2].
А.Б. Венгеров рассматривает правовое регулирование с точки зрения процесса наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, правомочиями) реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения упомянутых участников в субъектов правовых отношений[3].
Следуя сложившемуся представлению о понятии правового регулирования и его предмета, надо учитывать два аспекта: а) правовое регулирование рассматривается как процесс установления общественных отношений при помощи норм права, создаваемых для этих целей государством; б) предмет правового регулирования составляют общественные отношения, объективно подлежащие правовому опосредованию[4].
Понятие предмета правового регулирования в федеративных государствах находит отражение в разграничении предметов ведения. С помощью понятия "предметы ведения" устанавливаются сферы "политических", "публичных" возможностей федерального и регионального уровней государственной власти, которые должны исходить из степени значимости той или иной сферы общественных отношений для всего государства в целом или для отдельных субъектов федерации. Под предметами ведения можно понимать сферы общественных отношений, регулирование и осуществление которых, исходя из степени социальной значимости и принципа целесообразности при фактической реализации, закреплено за федеральным и (или) региональным уровнем государственной власти. Критериями их выделения являются оптимальность, эффективность осуществления конкретного полномочия на каждом уровне власти и необходимость единообразного регулирования той или иной сферы общественных отношений на всей территории государства[5].
Понятие предмета правового регулирования с учетом классификации общественных отношений (выделения отношений, не урегулированных нормами права, но объективно нуждающихся в правовом регулировании) взаимосвязано с таким юридическим понятием, как пробелы в праве. Пробел в праве - это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права, или иначе, это такая ситуация, когда имеется факт (общественное отношение), по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствует. Соответственно, можно говорить и о возможности применения аналогии закона и аналогии права. То есть они применимы в принципе, если общественные отношения требуют именно правового регулирования. Таким образом, рассматриваемое понятие предмета правового регулирования имеет большое значение для выявления внутренних взаимосвязей между различными правовыми явлениями.
1.2 Способы, типы и методы правового регулирования
Понятие "прием правового регулирования" не имеет общепризнанного определения. Приемы правового регулирования ошибочно отождествляют со способами правового регулирования, методами правового регулирования и исходными методами правового регулирования. Прием правового регулирования не может быть признан способом правового регулирования или исходным методом правового регулирования - он производен от них и их сочетаний и соотносится с методом правового регулирования как часть и целое. В методе внешнеэкономического права выделяются девять приемов правового регулирования: правонаделения, дозволения, квотирования, делегирования государственно-властных полномочий, замещения положений иностранного законодательства, прямого либо косвенного заимствования правоположений надгосударственных организаций, экономического характера мер принуждения и стимулирования, внешнеэкономического контроля, эксперимента. Прием правового регулирования следует рассматривать как вектор правового регулирования определенной группы общественных отношений, единичную направленную его реализацию[6].
Правовое регулирование общественных отношений является неотъемлемой функцией права, которая осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями.
Уже в советский период в общетеоретических источниках выделяли два "типа" правового регулирования - общедозволительный (разрешено все, что не запрещено) и разрешительный (запрещено все, кроме прямо разрешенного). Очевидно, первый характеризует в основном частное право, а второй - публичное[7]. Представители отраслевых наук указывают соответствующий тип регулирования в качестве предпочтительного для их отрасли[8] в зависимости от того, является ли она публичной или частной.