Введение
1 Теоретические основы оказания социальной поддержки в Российской Федерации
1.1. Социальная поддержка: понятие, субъекты и объекты
1.2. Общая характеристика мер социальной поддержки
2 Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерацией
2.1. Меры социальной поддержки ветеранов федерального уровня
2.2. Меры социальной поддержки инвалидов
2.3. Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации
3 Социальная поддержка, предоставляемая отдельным категориям граждан на региональном уровне (на примере Саратовской области)
3.1 Социальная поддержка семей
3.2 Меры социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, реабилитированным лицам и иным группам граждан
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования связана с тем, что качество жизни каждого человека оказывает прямое воздействие на стабильность общества в целом. Социальная политика нашего государства сегодня ориентирована на сокращение числа лиц, живущих за чертой бедности, предупреждение роста безработицы, стимулирование демографического роста населения и создание необходимых условий для улучшения материального положения различных групп населения.
Конституционное провозглашение России социальным государством не влечет концентрации социальных полномочий исключительно в руках государства, а ставит вопрос о реализации единой социальной политики с использованием функционально-организационных ресурсов как государственной, так и муниципальной власти. Создание эффективной системы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, являющейся частью такой политики, невозможно без возвращения муниципальным образованиям, обеспечивающим индивидуализацию мер социальной защиты нуждающимся в помощи лицам, "собственной" компетенции в данной сфере. Проблема же финансового обеспечения, производная от компетенции, но имеющая самостоятельное значение, нуждается и в самостоятельном осмыслении и разрешении.
В той степени, в какой социальная составляющая способствует сохранению и укреплению солидарного начала в общественной жизни, "восстановлению" коллективной самоидентификации, признание муниципальных образований ключевыми участниками системы социальной защиты отдельных категорий граждан способно оказать благотворное влияние на состояние местного самоуправления. Эффективное же функционирование такой системы позволит создать основу для возврата постепенно утрачиваемого доверия к местной власти, сделав тем самым первый шаг и на пути возврата доверия к публичной власти в целом.
Цель исследования – выявление особенностей правового регулирования предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы оказания социальной поддержки в Российской Федерации;
- определить понятие, субъекты и объекты социальной поддержки;
- дать общую характеристику мер социальной поддержки;
- охарактеризовать меры социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерацией: меры социальной поддержки ветеранов федерального уровня; меры социальной поддержки инвалидов; меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации;
- проанализировать социальную поддержку, предоставляемую отдельным категориям граждан на региональном уровне (на примере Саратовской области): социальную поддержку семей; меры социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, реабилитированным лицам и иным группам граждан.
Объект исследования – общественные отношения в сфере социальности поддержки граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования - правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
Проблемы изучения особенностей формирования социальной защиты в современном российском обществе, включая такие ее подсистемы, как социальное страхование, социальное обеспечение, социальная поддержка, социальное обслуживание нашли отражение в работах Абалкина Л., Амосова А., Ашировой Г., Вербовской М.Д. Качановой Е., Клюшкина М., Кокина Ю.П., Курьянова А.Д., Мильнера Б., Минакира П.А., Мокроносова А., Нестерова Л., Осадчей Г.И., Роговой И., Сидоркиной З.И., Соболевой И., Сорокина Д., Тамбовцева В.Л., Трунтягина А.Н., Чернышевой Л.Б., Шкуркина А.М.
Методология исследования основывается на системе современных методов познания. В работе использованы общенаучные (системного анализа, комплексного подхода, логического), а также частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и процессов (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Социальная поддержка: понятие, субъекты и объекты
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ[1] в отечественное законодательство введено новое понятие - "социальная поддержка", под которой понимается помощь в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальной защите и социальному обеспечению. Указанное понятие заменило широко использовавшиеся в прежней редакции Закона понятия "права" и "льготы".
Согласно словарю С.И. Ожегова "поддержка" означает помощь, содействие. Понятие "поддержать" означает: 1) придержав, не дать упасть; 2) оказать кому-нибудь помощь, содействие; 3) выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь, чего-нибудь; 4) не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь. "Поддерживать" - служить опорой для чего-нибудь[2]. Исходя из приведенной трактовки данных понятий под социальной поддержкой ветеранов следует понимать систему установленных государством и закрепленных в законодательстве мер правового, социального, организационного характера, направленных на оказание помощи лицам, имеющим заслуги перед государством и обществом, призванной компенсировать указанным лицам ограниченные возможности жизнеобеспечения вследствие преклонного возраста, инвалидности и других обстоятельств.
Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС содержится в статье 4 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"[3]: «Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами».
Под социальной поддержкой следует понимать систему мер, обеспечивающую социальные гарантии и установленную законами и иными нормативными правовыми актами. Заметим, что с понятием социальной защиты, под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, рассматриваемое понятие соотносится как часть и целое[4].
Разработка понятия социальной защиты, как отмечает В.Л. Юдин, ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, связанных с предметом той или иной науки. В результате неоправданно сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментарный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сегодня термин "социальная защита" не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания[5].
Понятие социальной защиты как общего направления социальной политики государства встречается довольно часто и обычно приводится в словарях и энциклопедиях. Например, В.И. Жуков дает такое определение этому понятию: "Социальная защита - совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп"[6].
Сходную позицию занимают Л.В. Тихомиров и М.Д. Тихомирова, которые рассматривают социальную защиту как комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами их прав[7].
Несколько иначе подходит к социальной защите М.Ю. Федорова. Она правомерно увязывает ее с понятием социального риска. По ее мнению, социальная защита формируется как "система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, ликвидацию или минимизацию их последствий посредством стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного развития человека, обеспечения его достоинства и независимости"[8].
Категория "социальная защита" является достаточно распространенной в российском законодательстве и применяется к различным категориям граждан, как правило, нуждающимся в такой защите в силу определенных жизненных обстоятельств, ограничении жизнедеятельности и т.п.: инвалидам[9], ветеранам[10], гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк"[11] и др.
В то же время нормы федерального законодательства не обозначают унифицированного понятия "социальная защита". Социальная защита инвалидов, например, определяется как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В иных случаях законодатель либо вообще не раскрывает значение используемого термина, либо раскрывает значения иных, смежных понятий. Например, обозначение понятий "социальная защита" и "социальная поддержка" нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов", иными положениями Закона не дает четкого представления об их смысловом наполнении, соотношении и субъектах предоставления[12].