Введение
Глава 1. Общие положения о правовом статусе осужденных в РФ
1.1. Права, свободы, законные интересы осужденных в РФ
1.2. Ограничения прав осужденных в РФ
Глава 2. Применение мер взыскания к лицам, лишенным свободы
2.1. Основания и виды мер взыскания к лицам, лишенным свободы
2.2. Производство по применению мер взыскания к лицам, лишенным свободы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования правового регулирования применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы обусловлена тем, что данный институт является важнейшим средством поддержания законности и порядка в местах лишения свободы.
Применение мер взыскания к лишенным свободы осужденным является целью оказать воспитательное воздействие на осужденных, а также обеспечить порядок отбывания наказания.
В ч. 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - УИК РФ[1] провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний.
Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами данных учреждений и органов.
Цель курсовой работы – выявление особенностей правового регулирования применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы.
Соответственно задачами исследования является:
- рассмотреть права, свободы, законные интересы осужденных в РФ;
- проанализировать ограничение прав осужденных в РФ;
- выявить основания и виды мер взыскания к лицам, лишенным свободы;
- определить порядок производства по применению мер взыскания к лицам, лишенным свободы.
Объект исследования – общественные отношения в сфере применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы.
Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы.
В ходе проведения исследования потребуется использование следующих методов: общенаучных – анализа, синтеза, аналогии, моделирования, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, а также такого частнонаучного метода, как формально-юридический.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОСУЖДЕННЫХ В РФ
1.1. Права, свободы, законные интересы осужденных в РФ
Законные интересы, субъективные права, а также юридические обязанности и правовые ограничения являются юридическими элементами правового статуса осужденных, которые выражают специфику и определяют содержание положения осужденных во время отбывания того или иного вида уголовного наказания[2]. Законные интересы представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания[3].
Законный интерес - это потенциальная возможность осужденного обладать каким-то социальным благом, которая реализуется при выполнении осужденным определенных фактических условий. Возможность реализации интересов, связанная с положительной оценкой поведения осужденного со стороны администрации исправительных учреждений, как правило, направлена на получение поощрения (например, перевод из обычных в облегченные условия отбывания наказания), которое закреплено в поощрительных нормах уголовно-исполнительного права.
Реализация законного интереса предполагает, что осужденный имеет стремление, побуждение к обладанию благом; он совершил какие-то действия, предусмотренные диспозицией нормы (например, подал письменное заявление о переводе из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение, не имеет взысканий или находится в облегченных условиях отбывания наказания); управомоченные субъекты совершили определенные действия, реализующие эту возможность (например, суд принял решение о переводе осужденного из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение). Применение поощрения как главного элемента поощрительной нормы относится к реализации законного интереса осужденного, которая позволяет обеспечить дифференцированный подход к осужденным в процессе исправительного воздействия на них.
В то же время в научной литературе, а также при применении отдельных институтов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства не всегда правильно трактуются права осужденных. Происходит это чаще всего вследствие того, что они воспринимаются более широко, чем это прописано в законе. Так, достаточно часто помилование, условно-досрочное освобождение и отбывание наказания по месту жительства понимается как право осужденного. В то же время ни в Конституции РФ, ни в других законах не закреплено право осужденных на помилование, условно-досрочное освобождение и отбывание наказания по месту жительства.
В соответствии с частью 3 ст. 50 Конституции РФ осужденные имеют право не на помилование, а на просьбу о помиловании. Решение вопроса о применении помилования, согласно статье 89 Конституции РФ, находится в исключительной компетенции Президента РФ. Это означает, что какое бы решение он ни принял, конституционное право осужденного просить о помиловании не может быть нарушено. Возникает другая ситуация, когда администрация исправительного учреждения по каким-либо причинам (умышленно или неумышленно) не направляет в соответствующие инстанции ходатайство осужденного о помиловании и другие необходимые для рассмотрения этого вопроса документы. В данном случае налицо нарушение конституционного права осужденного просить о помиловании, в связи с чем он может такие действия обжаловать в установленном порядке.
Аналогичным образом вопрос об условно-досрочном освобождении находится в исключительной компетенции суда (ст. 79 УК РФ), который при наличии указанных в законе оснований может принять решение о досрочном освобождении осужденного. Однако суд может и отказать в удовлетворении этого ходатайства (даже в случае выполнения осужденным всех формальных условий - отбытия определенной части срока наказания, наличия положительной характеристики и др.), если придет к выводу о том, что для своего исправления осужденный нуждается в дальнейшем отбывании наказания.
Претензии осужденного по поводу того, что администрация исправительного учреждения не направляет в суд представление о его условно-досрочном освобождении в любом случае неправомерны, поскольку суд рассматривает этот вопрос по ходатайству осужденного[4]. Никакого представления от администрации исправительного учреждения закон не требует, он возложил на администрацию лишь обязанность направить ходатайство осужденного в суд. Если администрация в установленный законом срок не направит ходатайство осужденного об условно-досрочном освобождении в суд, то налицо нарушение не права на условно-досрочное освобождение, а установленного законом порядка подачи ходатайства.
К нарушениям требований закона относится и составление ходатайствующей об условно-досрочном освобождении администрацией исправительного учреждения характеристики на осужденного, не соответствующей его действительному поведению. В связи с этим закономерен вопрос о том, вправе ли осужденный в данном случае обжаловать действия администрации, если, как нами ранее отмечалось, условно-досрочное освобождение не является правом осужденного. По нашему мнению, такое право у осужденного есть, поскольку в данном случае речь идет о другом институте - законном интересе осужденного.