Введение
Глава 1. Правовые основы применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы
1.1. История развития законодательства по применению мер взыскания и поощрения
1.2. Сущность процесса воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
Глава 2 . Правовое регулирование применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы
2.1 Социально-правовая характеристика осужденных, к которым применялись меры поощрения
2.2. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы
Заключение
Список литературы
Актуальность работы. Глобальные экономические и социальные изменения, произошедшие в России, выдвинули на первый план решение проблемы формирования гражданского общества и воспитания граждан в духе уважения законов, соблюдения норм, правил морали и нравственности. Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России, связанный с коренными изменениями в социально-экономическом и политическом устройстве, сопровождается обострением криминальной обстановки в государстве.
Значительно увеличилось число осужденных за совершение, прежде всего тяжких и особо тяжких преступлений. Преобладает криминальная идеология, В этих условиях одной из самых важных задач исправительных учреждений (ИУ) является укрепление законности, повышение эффективности воспитательного воздействия с помощью различных организационных, правовых и иных средств, в том числе предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным.
Проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства воспитательного воздействия, являясь весьма актуальной, давно привлекает внимание ученых и практиков. Многие вопросы исследования нашли отражение в различных работах по уголовно-исполнительному праву.
Наиболее важные работы, посвященные рассматриваемой проблеме, были написаны Г.А. Аванесовым, Ю.М. Антоняном, В.П. Артамоновым, А.И. Васильевым, М.М. Галкиным, В.С, Епанешниковым, М.П. Журавлевым, А.И. Зубковым, ВА Елеонским, В.Е Квашисом; А.И. Марцевым, МЛ. Мелентьевым, АС. Михлиным, А.Е. Наташевым, А.А. Новиковым, И.С. Ноем, П.Г, Пономаревым, А,Л. Ременсоном, А.Ф. Сизым, Н.А. Стручковым, И.А. Тихоновым, Ю.М. Ткачевским, Б.С. Утевским, В.Д. Филимоновым, Г.А. Фирсовым и другими.
Наряду с ростом преступности, ее ужесточением и криминогенностью осужденных, прибывающих в ИУ, возникли сложности в работе администраций исправительных учреждений по достижению целей наказания. В связи с этим необходимо принятие самых решительных мер по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания, эффективному воспитательному воздействию в области применения мер поощрения и взыскания. Научная актуальность и практическая значимость названных проблем, наличие определенного круга мало исследованных в теории и не решенных для практики актуальных проблем определили выбор темы исследования.
Изучение правового регулирования и практики применения к осужденным к лишению свободы мер поощрения и взыскания, безусловно, требует комплексного подхода, в рамках которого должны быть рассмотрены социально-экономические, правовые и организационные аспекты.
Целью исследования является дальнейшее развитие теоретических положений, касающихся совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в частности, в ИК общего и строгого режимов.
Достижение указанной цели осуществлялось путем постановки и решения следующих задач:
- определить правовую природу мер поощрения и взыскания ввоспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы;
- в историческом аспекте изучить эволюцию мер поощрения и мер взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы;
- изучить социально-правовую (социально-демографическую, уголовно-правовую, уголовно-исполнительную) характеристику лиц, имеющих поощрения и взыскания.
Глава 1. Правовые основы применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы
1.1. История развития законодательства по применению мер взыскания и поощрения
Одним из элементов воспитательного воздействия к осужденным к лишению свободы являются меры поощрения и взыскания, которые служат средством дифференциации и индивидуализации процесса воспитательного воздействия1, а их применение преследует одну и ту же конечную цель -повышение эффективности этого воздействия .
Меры поощрения и взыскания имеют многовековую историю. Поэтому, исследуя проблемы правового регулирования мер поощрения и взыскания осужденных к лишению свободы, важно и полезно проанализировать зарождение и развитие рассматриваемого института, так как научный подход к текущему и перспективному решению задач, стоящих перед правовой регламентацией данной проблемы, требует учета и использования опыта соответствующей работы в прошлом.
Освещая исторический аспект темы исследования, мы придерживаемся определенной периодизации в становлении и развитии правового института мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы. Как представляется, таких этапов может быть три.
Первый период - дореформенный - начинается с 1775 года, то есть с появления одних из первых норм права по применению мер взыскания к осужденным к лишению свободы и продолжается до тюремной реформы конца XIX века. Этот период характеризуется законодательным закреплением права телесного наказания заключенных за нарушение правил, установленных администрацией исправительных учреждений; введением мер стимулирования труда заключенных в виде зачетов рабочих дней и применением взысканий в зависимости от классовых различий согласно Уставу о содержащихся под стражею 1857 года; появлением элементов прогрессивной системы отбывания наказания в виде разделения осужденных на два разряда - испытуемые и исправляющиеся, установленных Уложением о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года.
Второй период - послереформенный - с тюремной реформы по октябрь 1917 года. Этот период начинается с закона Государственного совета от 27 февраля 1879 года «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления». Цель тюремной реформы -скоординировать порядок действий чинов ближайшей тюремной администрации и добиться достижения в условиях тюрьмы нравственного исправления. В Уставе о содержащихся под стражею 1890 года отсутствовали меры взыскания в виде телесных наказаний, что подчеркивает прогрессивное значение этого послереформенного законодательства. Отличается этот период и применением к заключенным стимулирующих норм в виде условно-досрочного освобождения, что отражено в законе от 22 июня 1909 года «Об условно-досрочном освобождении». В целом этот период характеризуется гуманностью к заключенным, либерализацией тюремного режима в области применения поощрений и взысканий в местах лишения свободы.
Третий период начинается с октября 1917 года и охватывает советский этап развития анализируемого института. Режим отбывания наказания согласно первому советскому исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 года основывался на правильном сочетании принципов обязательного труда и культурно-просветительной работы. Согласно статье 52 ИТК РСФСР 1924 года в качестве поощрения по постановлению распределительной комиссии вводятся зачеты рабочих дней, предоставляются отпуска заключенным с выездом за пределы исправительных учреждений. В то же время в середине 30-х годов руководство НКВД СССР становится на путь ужесточения репрессий. По постановлению ЦИК и СКК СССР от 8 августа 1936 года органам НКВД было предоставлено право в дисциплинарном порядке переводить в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и систематически нарушающих внутренний распорядок.
1. Белов Ю. Проблемы в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. – М.: Приор, 2011.
2. Бородулин В.Г. Уголовно-исполнительная система. - М.: Права человека, 2011.
3. Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности мест лишения свободы / Под ред. С.Н. Братановского. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2012. – 274 с.
4. Бабаян С.Л., Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Анализ состава осужденных и проблемы воспитательной работы с ними в ВК // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2011. - № 3. – С. 45 - 50.
5. Вежнина Н., Кучеров А. А как на практике? // Воспитание и правопорядок. - 2011. - № 5.
6. Груничева Г. А. История развития исправительных учреждений для преступников // История государства и права. - 2011. - № 7.
7. Долженкова Г.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы. // Журнал российского права. - 2011. - № 3.
8. Журавлев М.П., Михлин А.С. Общая характеристика осужденных к лишению свободы. Выпуск 1. - М.: ВНИИ МВД СССР, 2010. – 95 с.
9. Зимин А.Ю. Исполнительная система. – М.: Форм, 2012.
10. Иванов Е.Ю. Содержание под стражей. – М.: Лотос, 2011.
11. Ильин Е.К. Исполнительное производство. – М.: Академия, 2011.
12. Калинин Ю.И. Курсом гуманизации уголовно-исполнительной политики // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных трудов № 1. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2010. - С. 7 - 23.
13. Катков В. Компетентно, деловито, творчески... // Преступление и наказание. - 2011. - № 4.
14. Катков В. Преступление и наказание. - 2012. - № 1.
15. Кирсанов В., Никольский Ю. Воспитание и правопорядок. - 2011 - № 9.