Соблюдение таких важнейших прав членов общества, как права на труд и защиту от безработицы, на помощь материнству и детству и попечение, на образование, на получение обеспечивающего право на жизнь, на отдых и досуг дохода, на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, создание целостной и эффективной системы социальных гарантий предполагает переход к рыночной экономики.
Путем принятия социального законодательства по этим вопросам закрепляются провозглашенные в Конституции Российской Федерации социальные права граждан. Развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам, как правило, сопровождается проведение социальных реформ. При этом, необходимо опираться на законодательно закрепленные социальные права человека в России, на государственные гарантии при формировании правового государства, останавливаться в области социальной защиты нормотворческий процесс не должен.
Законодательная деятельность особенно важна в сфере социальной защиты населения, т.к. аномально высокая материальная стратификация и дифференциация населения может явиться поводом для социального взрыва
Актуальность темы, выбранной для написания данной курсовой работы заключается в том, что основой развития гражданского общества является именно сфера социальной защиты и социального обслуживания населения. А правовое регулирование этой сферы не должно противоречить основным установлениям и принципам права.
Объектом исследования данной курсовой работы является законодательство о социальном обеспечении.
Предметом исследования являются нормы права социального обеспечения.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении правового регулирования социального обслуживания в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить характеристику социально-бытовых и социально-медицинских услуг;
- охарактеризовать социально-психологические, социально-педагогические и социально-трудовые услуги;
- рассмотреть социально-правовые услуги и срочные социальные услуги.
Нормативно-правовая база данной курсовой работы включает Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Следует отметить, что проблемы права социальной защиты и социального обслуживания населения довольно подробно рассматривается в трудах М.С. Мартыновой, М.В. Фирсова, Е.Е. Студеновой, В.А. Варывдина, И.П. Клемантович и других авторов.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные принципы анализа, в том числе: принцип логической целостности; принцип системного подхода; принцип системного анализа.
При работе над данной темой использованы следующие методы исследования: системный, аналитический, логический, диалектический, функциональный метод, метод системного анализа, сравнительный метод, методы конкретизации, обобщения, классификации и аналогии.
Структура работы состоит из введения, основной части и заключения.
Глава 1 Характеристика отдельных видов социального обслуживания в Российской Федерации
1.1 Социально-бытовые и социально-медицинские услуги
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с первого января 2015 года в ст. 1 определяет:
- основы социального обслуживания, такие как правовые, экономические и организационные;
- полномочия в сфере социального обслуживания органов государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов государственной власти;
- права поставщиков и получателей социальных услуг и их обязанности.
Кроме того, ст. 2 названного закона установлено, что действие данного закона распространяется, как на осуществляющих социальное обслуживание индивидуальных предпринимателей и, независимо от организационно-правовой формы, юридических лиц, на проживающих на территории Российской Федерации беженцев, лиц без гражданства, иностранных граждан и граждан Российской Федерации.
Принципы социального обслуживания определяет ст. 4 данного закона, которая устанавливает, что социальное обслуживание ни в коей мере не допускает унижения человека, его чести и достоинства, носит, безусловно, гуманный характер, основывается на уважении достоинства личности и безусловном соблюдении прав человека.
В то же время, п. 2 ст. 4 ФЗ 442 определяет следующие принципы, на основании которых осуществляется социальное обслуживание, а именно:
- свободный и равный доступ граждан, вне зависимости от принадлежности к общественным объединениям и своих убеждений, отношения к религии, места жительства, происхождения, языка, национальности, возраста, расы, пола, к социальному обслуживанию.
В этой же статье гарантируется конфиденциальность при оказании социальных услуг, добровольность, сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, адресность предоставления социальных услуг и др.
Виды социальных услуг, которые предоставляются, с учетом индивидуальных потребностей, получателям социальных услуг, установлены в ст. 20 названного закона.
Социально-бытовые услуги являются одним видов этих услуг и предназначены для поддержания жизнедеятельности их получателей при полустационарной или стационарной формах социального обслуживания и включают в себя[1]:
- обеспечение, в соответствие с утвержденными нормами, площадью жилых помещений;
- обеспечение, в соответствие с утвержденными нормами, питанием;
- обеспечение, в соответствие с утвержденными нормами, постельными принадлежностями и нательным бельем, обувью и одеждой, т.е. так называемым мягким инвентарем;
- обеспечение, за счет средств получателя социальной услуги, настольными играми, газетами, журналами или книгами.
Если социально-бытовые услуги оказываются в форме социального обслуживания на дому и включают в себя:
- покупка и доставка на дом журналов, газет, средств ухода, средств гигиены и санитарии, товаров первой необходимости и продуктов питания за счет средств получателя социальных услуг;
- помощь в приготовления пищи;
- оплата услуг связи и жилищно-коммунальных услуг за счет средств получателя социальных услуг;
- сдача и обратная доставка вещей в ремонт, химчистку и стирку за счет средств получателя социальных услуг;
- покупка топлива за счет средств получателя социальных услуг и топка печей в жилых помещениях без центрального отопления, обеспечение в жилых помещениях без центрального водоснабжения водой;
- организация, в проведении ремонта жилых помещений, помощи;
- обеспечение за детьми кратковременного присмотра;
- уборка жилых помещений[2].