Курсовая работа|Право социального обеспечения

Правовые основы социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы сиротства в Российской Федерации

1.1 Характеристика проблемы сиротства и оценка ее масштабности

1.2 Понятие «социальное сиротство»

Глава 2. Правовые основы социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки детей сирот

2.2 Правовые мероприятия социальной работы с детьми-сиротами

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

Актуальность выбранной темы. В нашей стране динамика роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, за последнее время имеет тенденцию к понижению, однако, данная проблема продолжает оставаться актуальной. Причина сиротства бывает разной, однако понятна для ума и сердца, в том случае, когда произошла смерть родителей или они оказались тяжело больны. Существовать сиротой при живых родителях, обдумывать, что они где-то имеются, чрезвычайно сложно. Так как материнская любовь, ласка, внимание много значит для детей.

Распад семьи, выражающийся снижением уровня потребления, разрушением структуры общества, маргинализацией населения, способствовал росту числа детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. По данным независимых экспертов число таких детей достигло миллиона. Сегодня перед государством и обществом стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социально-педагогической защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для жизни, учебы, развития природных задатков, для профессиональной подготовки, адаптации в социальной среде. Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2012 г., составила 654355 человек (в обществе такое явление получило название – социальное сиротство). Любое их количество вызывает беспокойство, так как эти дети не могут адекватно социализироваться в обществе, воспользоваться своими правами, как правило, они в социальном отношении не состоятельны. Несмотря на то, что за последние пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2012 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек). В настоящее время государством, заинтересованными структурами в защите прав детей, воспитывающихся вне семьи, принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации и решение проблем социально-правовой защиты детей. В принятых важных документах международного и общероссийского значения, таких как: «Декларация прав ребенка» (3 декабря 1986г.), «Конвенция о правах ребенка» (ступила в силу для СССР 20 ноября 1989), «Семейный Кодекс Российской Федерации» (18 декабря 1995г.), Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996г. и поправки к нему от 08.02.1998г. и 08.04.2002г.), Федеральный Закон от 28.12.2012 г. №272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", отражены проблемы и задачи, понимаемые обществом, но они имеют управленческую направленность и решают вопросы оптимизации этой сферы деятельности. Вышеперечисленные документы, в основном, носят функциональный характер, в них не указываются механизмы и пути реализации государственной социальной политики защиты и поддержки детства. Несмотря на принимаемые законодательные, организационно- методические, кадровые и практические меры по сокращению числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их защите, проблемы детей, воспитывающихся вне семьи, остро стоят на повестке дня.

Цель работы: исследовать основные правовые аспекты социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

изучить теоретико-методологические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,

исследовать правовые основы технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,

проанализировать правовые аспекты организации социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.

Объект исследования - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования - правовые основы социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ состояния данной проблемы говорит о том, что при проведении мероприятий по организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпринимаются попытки поиска новых путей и способов решения данного вопроса. В результате проводимого ежегодного анализа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственном уровне принят ряд важных документов международного и общероссийского значения, устремленных на полноценное развитие детей, оставшихся без попечения родителей и разработку направлений для создания оптимальных условий для их существования.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы сиротства в Российской Федерации

1.1   Характеристика проблемы сиротства и оценка ее масштабности

Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX века, обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющиеся в том числе в ослаблении родительских функций, в уменьшении ответственности многих родителей за содержание и воспитание детей. Отчуждение части родителей от собственных детей, произошедшее в последние десятилетия по причине алкогольной и наркотической зависимости все большего числа родителей, привело к широкому распространению беспризорных и безнадзорных детей, которые в основном относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала 1990-х годов и вплоть до середины 2000-х наблюдался ежегодный рост числа выявляемых детей-сирот, а также увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1993 г. количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 81,4 тыс., то в 2005 г. — 133 тыс. (см рисунок 1) [25].

Рисунок 1 – Динамика количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (1993, 2005 гг.)

Рисунок 2 – Сравнение количества детей сирот в России в 2007-2008г.

В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приведены данные Росстата (формы 103-РИК), согласно которым в 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения — 727,1 тыс. (в 2005–2006 гг. — 726,6 тыс.) [11]. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве А. И. Головань в докладе, представленном на международной конференции во Франции в 2008 г., сообщил о 748 тыс. детей-сирот в России (по состоянию на 1 января 2007 г.) [13] (см рисунок 2).

В официальных статистических данных различных структур проявляются незначительные расхождения в оценках количества детей-сирот, что нельзя сказать об экспертных оценках, которые располагаются в диапазоне от одного до нескольких миллионов детей-сирот. В данной работе мы будем оперировать официальными статистическими данными, хотя очевидно, что они свидетельствуют только о выявленных случаях семейного неблагополучия. Реальное число детей, относящихся к категории социальных сирот, т. е. проживающих в семьях, где родители не выполняют свои обязанности по должному содержанию и воспитанию детей, гораздо выше. Однако эти оценки крайне субъективны, поскольку отсутствуют критерии семейного благополучия/неблагополучия. Согласно российскому законодательству ребенок подлежит изъятию из родительской семьи в случае наличия угрозы жизни и здоровью ребенка. Крайне невнятная формулировка предоставляет возможности для волюнтаризма чиновников, принимающих решения об изъятии ребенка из семьи. Так, различные проявления насилия по отношению к ребенку, употребления родителями алкоголя или наркотиков, семейных конфликтов, бедности семьи, в том числе плохие материальные, бытовые, жилищные условия, могут послужить поводом для изъятия ребенка из семьи. Если в одних ситуациях вопрос о семейном неблагополучии и, как следствие, необходимости изъятия ребенка из подобной семьи очевиден и однозначен, то в других — эти вопросы представляются крайне сложными и неоднозначными. Поэтому в данном аспекте целесообразно использовать ресурс социальной экспертизы. Речь идет о снижении субъективизма в принятии крайне важных решений, затрагивающих жизнь и функционирование семьи, посредством экспертного обсуждения при принятии решений.

  1. Декларация прав ребенка, принята резолюцией ООН 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года.
  2. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
  3. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ, принят Государственной Думой Российской Федерации 08.12.1995.
  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  9. Альшанская, Е., Арчакова, Т. (2011) Профилактика отказа от новорождённых: как уберечь малышей? [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL:http://ria.ru/online/20110829/426136924.html 
  10. Аналитический вестник Совета Федерации РФ. (2013) № 3 (487): Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка: «Россия без сирот» [Электронный ресурс] // Бюджетная система РФ. URL:http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2013/3_487/VSF_NEW_3_487.pdf[архивировано в WebCite]
  11. Брынцева, Г. (2011) Неотчий дом. Только 10 процентам бывших детдомовцев удается наладить нормальную жизнь [Электронный ресурс] // Российская газета — Столичный выпуск. № 5660 (284). URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/detdom.html [архивировано вWebCite]
  12. Брынцева, Г. (2013) Детям пора домой. Самая больная проблема России решается не в детдоме, а в семье [Электронный ресурс] // Российская газета — Федеральный выпуск. № 6003 (27). URL: http://www.rg.ru/2013/02/08/astahov.html [архивировано в WebCite]
  13. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации». 2011 год (2012) [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/7[архивировано в WebCite]
  14. Дементьева, И. Ф. (2004) Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис. 232 с.
  15. Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы» (2011) [Электронный ресурс] // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. URL:http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/87e/Дети в трудной жизненной ситуации_актуальные проблемы_2011.pdf [архивировано в WebCite]
  16. Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем» (2010) [Электронный ресурс] // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. URL: http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/272/Дети в трудной жизненной ситуации_новые подходы к решению проблем_2010.pdf [архивировано в WebCite]
  17. Доклад «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот» (2012) [Электронный ресурс] // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. URL: http://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/8ea/Дети в трудной жизненной ситуации_ преодоление социальной исключенности детей-сирот_2012.pdf[архивировано в WebCite]
  18. Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2008) Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 5–14.
  19. Количество детей, оставшихся без попечения родителей (2006) [Электронный ресурс] // Усыновление в России. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2006/ammount/ [архивировано в WebCite]
  20. Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2012 году (2012) [Электронный ресурс] // Усыновление в России. URL:http://www.usynovite.ru/statistics/2012/1/ [архивировано в WebCite]
  21. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре: Научно-методическое пособие. / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 1998. – 168 с.
  22. Концепция воспитания школьников в современных условиях. – М.: ИТПиМИО РАО, 1993. – 20 с.
  23. Концепция помощи детям и подросткам. // Вестник образования. – 1993. № 10. – С. 67- 77.
  24. Луков, Вал. А., Рожнов, О. А. (2006) Государственная молодёжная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. № 3. С. 60–70.
  25. Об основных направлениях решения проблем социального сиротства // Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. - 1998. - Вып. 3. - С. 32-44.
  26. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Отв. редактор Раздин В.И., М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 160с.
  27. Присяжная, Н. В. (2007) Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство // Социологические исследования. № 11. С. 54–63.
  28. Рабочая встреча Президента России В. В. Путина с Уполномоченным при Президенте по правам ребёнка П. А. Астаховым (2013) [Электронный ресурс] // Президент России. URL:http://www.kremlin.ru/news/17680 [архивировано в WebCite]
  29. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. – М., 2002. -370с.
  30. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей» (2011) [Электронный ресурс] // Экономическая политика. Экспертный канал. URL: http://ecpol.ru/media/files/analiz-polpsenia_deti.pdf [архивировано в WebCite]
  31. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
  32. Golovan, A. (2008) Deinstitualisation of Children-orphans in Russia and Development of Alternative Family Forms [Электронный ресурс] // Agence Francaise de l’adoption. URL: http://www.agence-adoption.fr/home/IMG/pdf/A._GOLOVAN_Paris_22_10_08.pdf [архивировано в WebCite]

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское