Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы сиротства в Российской Федерации
1.1 Характеристика проблемы сиротства и оценка ее масштабности
1.2 Понятие «социальное сиротство»
Глава 2. Правовые основы социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки детей сирот
2.2 Правовые мероприятия социальной работы с детьми-сиротами
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность выбранной темы. В нашей стране динамика роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, за последнее время имеет тенденцию к понижению, однако, данная проблема продолжает оставаться актуальной. Причина сиротства бывает разной, однако понятна для ума и сердца, в том случае, когда произошла смерть родителей или они оказались тяжело больны. Существовать сиротой при живых родителях, обдумывать, что они где-то имеются, чрезвычайно сложно. Так как материнская любовь, ласка, внимание много значит для детей.
Распад семьи, выражающийся снижением уровня потребления, разрушением структуры общества, маргинализацией населения, способствовал росту числа детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. По данным независимых экспертов число таких детей достигло миллиона. Сегодня перед государством и обществом стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социально-педагогической защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для жизни, учебы, развития природных задатков, для профессиональной подготовки, адаптации в социальной среде. Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2012 г., составила 654355 человек (в обществе такое явление получило название – социальное сиротство). Любое их количество вызывает беспокойство, так как эти дети не могут адекватно социализироваться в обществе, воспользоваться своими правами, как правило, они в социальном отношении не состоятельны. Несмотря на то, что за последние пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2012 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек). В настоящее время государством, заинтересованными структурами в защите прав детей, воспитывающихся вне семьи, принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации и решение проблем социально-правовой защиты детей. В принятых важных документах международного и общероссийского значения, таких как: «Декларация прав ребенка» (3 декабря 1986г.), «Конвенция о правах ребенка» (ступила в силу для СССР 20 ноября 1989), «Семейный Кодекс Российской Федерации» (18 декабря 1995г.), Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996г. и поправки к нему от 08.02.1998г. и 08.04.2002г.), Федеральный Закон от 28.12.2012 г. №272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", отражены проблемы и задачи, понимаемые обществом, но они имеют управленческую направленность и решают вопросы оптимизации этой сферы деятельности. Вышеперечисленные документы, в основном, носят функциональный характер, в них не указываются механизмы и пути реализации государственной социальной политики защиты и поддержки детства. Несмотря на принимаемые законодательные, организационно- методические, кадровые и практические меры по сокращению числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их защите, проблемы детей, воспитывающихся вне семьи, остро стоят на повестке дня.
Цель работы: исследовать основные правовые аспекты социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
изучить теоретико-методологические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
исследовать правовые основы технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
проанализировать правовые аспекты организации социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
Объект исследования - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования - правовые основы социальной работы по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ состояния данной проблемы говорит о том, что при проведении мероприятий по организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпринимаются попытки поиска новых путей и способов решения данного вопроса. В результате проводимого ежегодного анализа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственном уровне принят ряд важных документов международного и общероссийского значения, устремленных на полноценное развитие детей, оставшихся без попечения родителей и разработку направлений для создания оптимальных условий для их существования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы сиротства в Российской Федерации
1.1 Характеристика проблемы сиротства и оценка ее масштабности
Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX века, обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющиеся в том числе в ослаблении родительских функций, в уменьшении ответственности многих родителей за содержание и воспитание детей. Отчуждение части родителей от собственных детей, произошедшее в последние десятилетия по причине алкогольной и наркотической зависимости все большего числа родителей, привело к широкому распространению беспризорных и безнадзорных детей, которые в основном относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала 1990-х годов и вплоть до середины 2000-х наблюдался ежегодный рост числа выявляемых детей-сирот, а также увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1993 г. количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 81,4 тыс., то в 2005 г. — 133 тыс. (см рисунок 1) [25].
Рисунок 1 – Динамика количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (1993, 2005 гг.)
Рисунок 2 – Сравнение количества детей сирот в России в 2007-2008г.
В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приведены данные Росстата (формы 103-РИК), согласно которым в 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения — 727,1 тыс. (в 2005–2006 гг. — 726,6 тыс.) [11]. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве А. И. Головань в докладе, представленном на международной конференции во Франции в 2008 г., сообщил о 748 тыс. детей-сирот в России (по состоянию на 1 января 2007 г.) [13] (см рисунок 2).
В официальных статистических данных различных структур проявляются незначительные расхождения в оценках количества детей-сирот, что нельзя сказать об экспертных оценках, которые располагаются в диапазоне от одного до нескольких миллионов детей-сирот. В данной работе мы будем оперировать официальными статистическими данными, хотя очевидно, что они свидетельствуют только о выявленных случаях семейного неблагополучия. Реальное число детей, относящихся к категории социальных сирот, т. е. проживающих в семьях, где родители не выполняют свои обязанности по должному содержанию и воспитанию детей, гораздо выше. Однако эти оценки крайне субъективны, поскольку отсутствуют критерии семейного благополучия/неблагополучия. Согласно российскому законодательству ребенок подлежит изъятию из родительской семьи в случае наличия угрозы жизни и здоровью ребенка. Крайне невнятная формулировка предоставляет возможности для волюнтаризма чиновников, принимающих решения об изъятии ребенка из семьи. Так, различные проявления насилия по отношению к ребенку, употребления родителями алкоголя или наркотиков, семейных конфликтов, бедности семьи, в том числе плохие материальные, бытовые, жилищные условия, могут послужить поводом для изъятия ребенка из семьи. Если в одних ситуациях вопрос о семейном неблагополучии и, как следствие, необходимости изъятия ребенка из подобной семьи очевиден и однозначен, то в других — эти вопросы представляются крайне сложными и неоднозначными. Поэтому в данном аспекте целесообразно использовать ресурс социальной экспертизы. Речь идет о снижении субъективизма в принятии крайне важных решений, затрагивающих жизнь и функционирование семьи, посредством экспертного обсуждения при принятии решений.