Введение
1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности
1.1. Понятие правоохранительной деятельности
1.2. Признаки правоохранительной деятельности
2. Правоохранительная деятельность: задачи и субъекты
2.1. Задачи правоохранительной деятельности
2.2. Субъекты правоохранительной деятельности
3. Правоохранительная служба Росси
3.1. Понятие правоохранительной службы Росси
3.2. Унификация законодательства о правоохранительной службе
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Проводимые в настоящее время в Российской Федерации политические и социально-экономические преобразования требуют внесения изменений в правовое регулирование правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами, и повышения ее роли во всех сферах общественной жизни.
В целом актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью усиления и углубления борьбы с преступностью и вообще с правонарушениями, что и означает повышение роли правоохранительной деятельности, в первую очередь органов, ее осуществляющих, т.е. органов внутренних дел, суда, прокуратуры, таможенных и налоговых органов и ряда других.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в результате правового регулирования правоохранительной деятельности.
Предмет исследования составляет правовой механизм осуществления правоохранительной деятельности.
Цель работы: характеристика правоохранительной деятельности, ее признаков, понятия и задач.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и признаки правоохранительной деятельности;
- определить задачи и субъектов правоохранительной деятельности;
- раскрыть правоохранительную службу Росси;
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
Теоретическую базу исследования составили таких известных ученых юристов и практиков-правоведов, как В.Б.Алексеев, А.П.Алехин, МИ.Байтин, В.П.Божьев, С.В.Бородин, А.М.Васильев, К.Ф.Гуценко, В.Н.Кудрявцев, В.Ф.Кулаков, В.В.Лазарев, А.В.Малько, Г.В.Мальцев, Н.И.Матузов, Т.Н.Радько, А.А.Чувилев и других авторов.
Нормативно - правовую базу исследования составили: федеральное законодательство, в том числе Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, а также ряд нормативных правовых актов министерств и ведомств.
1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности
1.1. Понятие правоохранительной деятельности
Широкое распространение получила типология юридической деятельности, при которой правоохранительная (юрисдикционная) деятельность рассматривается разновидностью правоприменительной.
Однако при ознакомлении с литературой, рассматривающей деятельность правоохранительных органов, обнаруживается другой подход. А точнее - отсутствие единого подхода к ее пониманию[1]. Д.В. Пожарский, характеризуя правоохранительную деятельность РФ, предлагает для ее характеристики использовать понятие охранительной функции государства и предлагает в ее внутренней структуре выделить следующие компоненты: - подфункция охраны конституционного (государственного) строя; - подфункция охраны (обороны) государства и его граждан; - подфункция охраны и защиты прав и свобод личности; - подфункция охраны собственности; - подфункция охраны культуры и духовности общества; - подфункция охраны природы[2].
В.Н. Галузо предлагает ввести новую отрасль юридической науки - теорию правоохраны для изучения правоохранительных органов. В своем исследовании он берет за основу определение правоохраны как урегулированной правом деятельности управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. Он классифицирует правоохранительные органы, добавляя к ним еще большую группу органов, содействующих правоохранительным и условно поименованных правоприменительными органами.
Это - налоговые и иные финансовые органы; судебно-экспертные учреждения; нотариальные органы; органы записи актов гражданского состояния, а также группа негосударственных организаций - органы судейского сообщества; третейские суды; товарищеские суды; адвокатура; частный нотариат; частные детективные и охранные службы; негосударственные судебно-экспертные учреждения»[3]. Деятельность государства и его органов и учреждений охватывает различные сферы жизни современного общества.
Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
В связи с возникновением и самовоспроизводством самого правового феномена обоснованно ставится вопрос и о необходимости осуществления государством целого комплекса дополнительных мероприятий по охране его от нарушений и посягательств.
Эффективное функционирование правовой системы общества неизбежно требует каждодневного мониторинга ее состояния, на основе которого должны применяться меры своевременного реагирования на любые угрозы ее нормальному существованию (в том числе и превентивного характера). Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Это становится одним из постоянных направлений деятельности разнообразных органов государственной власти, т.е. функцией государства.
Так, неслучайно, характеризуя функции государства, исследователи-теоретики права и государства выделяют и правоохранительную функцию, объединяющую деятельность по охране всех форм собственности, прав и свобод граждан, правопорядка, борьбе с преступностью и обороне страны; они также отмечают, что правоохрана имеет целью недопущение отклонения от установленного правопорядка, а также восстановление его при помощи принудительных средств[4].
Характерно, что понятие правоохранительной деятельности считается как бы само собой разумеющимся.
В связи с тем, что на общетеоретической основе не обнаруживается единства мнений по исследуемому вопросу, в целях поиска наиболее целесообразного понимания правоохранительной деятельности следовало бы обратиться к специальной юридической литературе. Как известно, в отечественном правоведении уже давно существует такой предмет, как «Правоохранительные органы РФ», в рамках которого традиционно освещается данная проблема. Однако и здесь наблюдаются разногласия. Во-первых, некоторые авторы раскрывают понятие правоохранительной деятельности как такую деятельность, которая осуществляется правоохранительными органами. И далее озадачиваются определением последних: «...правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.
Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом.
Прежде всего, они наделяются правом применять меры государственного принуждения в целях обеспечения законности в порядке, предусмотренном законом.
Помимо мер государственного принуждения, они вправе применять и иные меры властного воздействия: предупреждение правонарушений, правовоспитательные, организационные и иные меры воздействия.
Но всегда отличительной чертой в их деятельности является то, что они уполномочены на то государством, эта деятельность для них является основной, они применяют меры государственного воздействия, которые предусмотрены соответствующими законами, в установленном законом процессуальном порядке, исполнение которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан.