Введение
Глава 1. Исторические и правовые аспекты развития малого бизнеса в России
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса в России
1.2. Правовые аспекты мелкого бизнеса в России
Глава 2. Практика развития малого предпринимательства в Ростовской области
2.1. Основные проблемы развития малого бизнеса
2.2 Динамика развития предприятий малого бизнеса в Ростовской области
Заключение
Список литературы
В экономической литературе до недавнего времени малый бизнес рассматривался как элемент, не имеющий возможности самостоятельного развития. В период бурного развития и образования крупных хозяйственных структур, малый бизнес был поставлен на второй план, где ему предсказывали скорое исчезновение под давлением конкуренции «гигантов». Но в последние десятилетия в связи с изменением экономических условий, потребительского спроса, значение малых форм хозяйствования резко возросло. Этому способствовали такие факторы, как способность малого бизнеса быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, приспосабливаться к особенностям потребительского спроса, гибкость и маневренность производства.
Изменения в социально-экономической структуре общества, изменения в потребительских настроениях сыграли большую роль в переоценке значимости малого предпринимательства для мировой экономики.
Такие объективные моменты, как индивидуализация потребительского спроса, сокращение жизненного цикла продукции, обусловили необходимость взаимодействия крупных структур с малым бизнесом.
Данная работа посвящена изучению тенденций развития малого бизнеса.
Целью настоящей работы является изучение малого бизнеса в России и определение перспектив их решения.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
изучение исторических и правовых аспектов развития малого бизнеса в России;
анализ практики развития малого предпринимательства в Ростовской области;
выявление перспектив развития малого бизнеса в Ростовской области.
Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса Ростовской области.
Предметом исследования выступают тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили теоретические и практические работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, нормативная и законодательная база по вопросам развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.
Глава 1. Исторические и правовые аспекты развития малого бизнеса в России
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса в России
До 1917 г. малое предпринимательство в России именовалось "мелким" и представляло собой весьма органичное национальным традициям явление. Так, еще в феодальную эпоху, в деревнях и селах получила развитие домашняя промышленность, а в городских слободах активно велась деятельность кустарей и ремесленников. С середины XVI в. число направлений ремесленных и кустарных промыслов достигает двухсот, происходит специализация городов на производстве отдельных видов товаров. Развитие мелкого производства явилось стимулом для развития торговли. Вместе с тем мелкое ремесленное производство не удовлетворяло такие государственные потребности, как чеканка денег, вооружение армии. Указанная причина, в совокупности с нехваткой крупных частных капиталов, привела к зарождению казенной промышленности. Мелкое же производство, в свою очередь, удовлетворяло потребности потребительского рынка.
С XVIII в. городские ремесленники стали объединяться в "цеха", их деятельность стала регламентироваться нормативными актами (например, "Уставом о цехах" 1799 г.). Введение цеховой организации исследователи связывают с тем, что ремесленное производство рассматривалось Петром I как "подготовительный этап для перехода к крупной промышленности, а введение цеховой организации было своеобразной школой подготовки кадров"[15, с.112].
В целом экономическая политика Петра I была направлена на создание крупных государственных предприятий, удовлетворяющих государственные интересы. Государственные инвестиции вкладывались в первую очередь в отрасли, обслуживающие армию и флот. Применение императивных, административно-командных методов хозяйствования при строгом государственном контроле позволило провести "петровскую индустриализацию", однако не сказалось лучшим образом на развитии мелкого предпринимательства.
Поддержку мелкому предпринимательству оказала Екатерина II, давшая ему большую свободу. Это привело к распространению ремесленного производства в новых сферах, появлению основанных разбогатевшими крестьянами фабрик. Крупный бизнес был технически более оснащенным, однако кустарное производство оказывалось гибче, мобильнее реагировало на потребности рынка. С точки зрения потребителей, крупное производство, как и ранее, было ориентировано на государство, а мелкое - на потребительский рынок.
Определенный импульс кустарному производству дали реформы Павла I, который в 1796 г. заменил натуральный оброк денежным. Это породило массовое "отходничество" крестьян в город на заработки, что позволило пополнять ряды наемных работников. Одновременно росла русская буржуазия. С начала XIX в. кустарное производство стало учитываться государственной статистикой[15, с.112].
В целом данный период характеризовался отсутствием противоречий между малым и крупным предпринимательством. Тогда же среди экономистов развернулась дискуссия о путях развития ремесленного и промышленного производства, переросшая впоследствии в рассмотрение проблем развития рыночных отношений, пределов вмешательства государства в дела бизнеса.
Официальная статистика 1892 г. предприятие с годовым производством продукции на сумму более 1000 рублей относила к крупным, а предприятие с годовым производством продукции на сумму, не превышающую 1000 рублей, - к мелким. Однако ученые полагали, что данный критерий не может быть единственным для классификации предприятий.
Разноречивые данные приводятся в литературе относительно численности субъектов мелкого предпринимательства. Так, А.А. Рыбников определял общее число занятых в сельских кустарных промыслах в 3,7 - 4 млн. чел., а в городском мелком производстве - 1,2 млн. чел. [9, с.125].