Введение
Глава 1. Лица, участвующие в деле
1.1 Понятие и признаки лиц, участвующих в деле
1.2. Классификация лиц, участвующих в деле
Глава 2. Некоторые особенности определения процессуальных прав и обязанностей сторон
2.1. Процессуальные права и обязанности сторон и процессуальные права и обязанности прокурора
2.2. Процессуальные права и обязанности третьих лиц, а также лиц, содействующих осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики)
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования связана с тем, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Степень реализации данного принципа обусловлена тем уровнем процессуальных гарантий, которые содержатся в отраслевом законодательстве.
В теории гражданского процессуального права всех субъектов гражданского судопроизводства в зависимости от их процессуальной роли можно разделить на три группы. В первую группу входит суд в лице судьи или трех профессиональных судей. Вторая группа участников включает лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК РФ), которых характеризует наличие юридической заинтересованности (материальной и (или) процессуальной) в исходе дела: прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц или вступающие в процесс для дачи заключения по делу по основаниям, предусмотренным ст. 4, 45, 46, 47 ГПК РФ. Указанный в ст. 34 ГПК РФ перечень лиц, участвующих в деле, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Третью группу образуют лица, содействующие осуществлению правосудия и не вошедшие в перечень ст. 34 ГПК РФ, свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, представители. Их процессуальное положение характеризуется отсутствием юридического интереса к делу. В системе нормы ГПК РФ отсутствует специальная статья, посвященная лицам, содействующим осуществлению правосудия, что порождает дискуссии относительно состава участников данной группы.
Цель исследования – выявить особенности правовой регламентации процессуальных прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и признаки лиц, участвующих в деле;
- классифицировать лиц, участвующих в деле;
- определить некоторые особенности определения процессуальных прав и обязанностей сторон;
- выявить процессуальные права и обязанности сторон и процессуальные права и обязанности прокурора;
- охарактеризовать процессуальные права и обязанности третьих лиц, а также лиц, содействующих осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики).
Объект исследования – общественные отношения в сфере участия в гражданском процессе.
Предмет исследования – процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле, в современном гражданском процессе России.
При выполнении работы использовались общенаучные методы - анализ, синтез, историзм; частнонаучные – формально-юридический, сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена объектом и предметов исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ
1.1 Понятие и признаки лиц, участвующих в деле
Субъекты гражданских процессуальных правоотношений можно разделить на три основные группы: 1) суд; 2) лица, участвующие в деле; 3) лица, содействующие осуществлению правосудия.
Гражданское процессуальное право детально регламентирует порядок формирования и деятельность суда во всех стадиях процесса. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.
В научном мире пришло понимание необходимости усиления роли суда в исследовании дела. Состязательное начало должно быть поставлено в известное соотношение со свободой судьи в исследовании дела и обнаружении истины. Гармоническое сочетание обоих начал - следственного и состязательного - есть задача законодателя[1].
Судьи, рассматривающие гражданские дела, должны четко и ясно понимать не только цели и задачи гражданского процесса, но и представлять сам механизм установления в исковом производстве действительных обстоятельств по гражданскому делу.
Таким образом, законодатель, закрепляя в гражданском процессе принцип объективной истины, сознательно попытался ограничить самостоятельную роль суда в установлении действительных обстоятельств по делу, поэтому в условиях состязательного процесса как бы "растворил" его в соответствующих статьях Гражданского процессуального кодекса РФ [2] (далее – ГПК РФ). Положения этих статей хотя прямо и не обязывают суд устанавливать по делу действительные обстоятельства, однако их направленность на это вполне очевидна. В гражданском процессе это выражается в активных действиях суда по определению предмета доказывания, содействии сторонам в истребовании доказательств, разъяснении им процессуальных прав, в т.ч. и указание на необходимость представления дополнительных доказательств и т.д. Придерживаясь такого порядка, суд, осуществляя руководство процессом и устанавливая обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, как бы "негласно" ведет стороны к разрешению спора. При такой правовой регламентации видна проблема, связанная с тем, что в условиях состязательного процесса нельзя в качестве цели судопроизводства указывать установление действительных обстоятельств по делу, поскольку этим будет излишне активизирована роль суда, а сам процесс приобретет явные признаки "следственности". В связи с этим в гражданском процессе необходим такой процессуальный механизм, который бы оптимально способствовал достижению в условиях состязательного процесса данной цели, и, что не менее важно, он должен быть понятен правоприменителям[3].
В российском гражданском процессе основная цель - защита нарушенных и оспариваемых прав. Для ее достижения суд должен правильно и своевременно рассмотреть гражданское дело, а это значит правильно применить нормы материального права и не нарушить нормы процессуального права, при этом рассмотреть дело в установленные законом процессуальные сроки. Можно отметить, что данная норма содержит не совсем удачную редакцию, из которой следует вывод о том, что цель или конечный результат гражданского процесса может быть достигнут путем формальных действий по разрешению гражданского дела; главное, правильно применить нормы материального права и не нарушить нормы процессуального права. Не вызывает сомнений, что именно это обстоятельство и наводит на мысль об установлении судом в процессе формальной истины. Поэтому задачей гражданского процесса в контексте данной статьи должно быть не правильное рассмотрение и разрешение гражданского дела, поскольку это аксиома, а обеспечение судом реализации прав и интересов сторон, или, учитывая современные тенденции развития гражданского процесса и влияние на него норм международного права, обеспечение эффективного, беспристрастного и справедливого рассмотрения дела. В содержании этих задач достаточно четко просматривается адресованное к суду требование, выражающееся в обеспечении реализации прав и интересов сторон[4].
Рассматривая условную модель процессуального механизма установления в гражданском процессе действительных обстоятельств по делу, следует отметить, что это не только процессуальные нормы, закрепленные в ГПК РФ[5], но и процессуальные нормы, содержащиеся в других источниках. Среди них следует выделить руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые официально в качестве источника права не признаются, однако реально существуют, оказывая существенное влияние на формирование судебной практики. В них содержатся прямые указания для нижестоящих судов по правильному применению норм материального и процессуального права, в т.ч. и в конкретных спорных ситуациях[6].