По современным данным, в мире насчитывается около 450 млн человек с функциональными нарушениями, теми или иными ограничениями в физическом или психическом здоровье.
Более того, сегодня в России, да и во всем мире наблюдается тенденция роста количества детей – инвалидов. Ежегодно около 30 тысяч детей в нашей стране рождаются с врожденными патологиями, больше половины из которых являются инвалидами. Ребенок-инвалид ограничен в своей жизнедеятельности, испытывает сложности в общении, самообслуживании, обучении, овладении необходимыми навыками.
Социализация таких детей, успешная интеграция их в жизненный процесс требует от общества и государства определенных усилий, для этого создаются реабилитационные центры, специальные программы помощи детям-инвалидам, учебные заведения, направленные на реабилитацию функциональных нарушений.
Социальная реабилитация – сам по себе процесс очень сложный и многогранный, этим вопросом занимаются ученых разных отраслей – педагоги, психологи, социологи, философы и т.д.
В нашей стране подход к реабилитации детей-инвалидов основывается на медицинском аспекте инвалидности, оценивая ребенка-инвалида как «больного», «неполноценного». Подобное отношение подрывает в корне эффект социальной реабилитации детей, изначально ограждая их от общества, ограничивая круг общения и интересов. Ребенок зачастую учится не жить в полном понимании этого слова, а выживать.
Только сейчас происходят некоторые сдвиги в работе реабилитационных служб, помогающих семьям в воспитании детей-инвалидов.
Именно острой необходимостью перемены отношения в плане интеграции детей-инвалидов в общество и обусловлена актуальность данной работы.
Цель работы – раскрыть технологию социальной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов.
Для достижения цели мы ставим перед собой ряд задач:
- дать характеристику понятию «инвалидность» в современном обществе;
- исследовать особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- охарактеризовать работу реабилитационных служб помогающих детям-инвалидам,
- провести практическое исследование социальных служб помощи детям-инвалидам на базе СОГБУ "Центр "ВИШЕНКИ" в г. Смоленске.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по исследуемой теме,
- практический метод исследования организации социальной работы с семьями детей-инвалидов.
Объект исследования – работа реабилитационных служб, помогающих детям-инвалидам.
Предмет исследования – СОГБУ «Центр» Вишенки».
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ПОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1. Характеристика семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Перед тем, как начать наше исследование разберемся с самим определением слова «инвалид» и «инвалидность».
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»
«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского – «беспомощный».
А теперь сделаем небольшое отступление: часто ли вы видели инвалидов на улице, в транспорте, магазинах, торговых центрах? Очень редко мы встречаем в повседневной жизни таких людей. В то же время во введении к данной работе мы говорили о том огромном количестве детей-инвалидов, которое рождается сегодня (виной ли тому экология, образ жизни современных людей или наследственность, но факт этот остается реальным). Где же все эти люди? Получается, что с самого детства они привыкают быть в изоляции, не пересекаться с «нормальным» обществом. Корни проблемы идут из социального статуса инвалидов в нашей стране на сегодняшний день, но усугубляет ситуацию и семейное воспитание. Когда в семье рождается такой ребенок, всегда это шок, редко когда родители заранее знают и готовы к тому, что их ребенок родится с ограниченными способностями.
В то же время – семья – это тот первый важнейший воспитательный институт, который закладывает основы личности ребенка, формирует его психологию и оказывает самое непосредственное влияние на его будущее. Семья - ближайшее социальное окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.[1]
Семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид сталкиваются с огромным количеством трудностей. Именно поэтому им просто необходима помощь государства в вопросах реабилитации. Трудности эти начинаются с самого рождения: родители чувствуют на себе большую ответственность, они больше обременены поиском специальных средств для обучения и воспитания.
Часто родители «опускают руки», признав ребенка действительными «инвалидом» и не стараются развить его способности. А ведь очень часто при должном воспитании такие дети показывают невероятные результаты.
Другая проблема таких семей – в авторитарности воспитания. Ребенок не считается полноценной личностью, способной делать свои выводы и принимать самостоятельные решения, все ответы ему дают родители, лишая его возможности развиваться по пути полноценного члена социума.
Ребенок-инвалид, воспитывающийся в семье, не имеет возможности самостоятельно организовать свое время, именно поэтому одному из родителей (чаще всего матери) приходится жертвовать своей карьерой, другими интересами ради посвящения себя единственной цели – воспитанию своего ребенка. В семьях, где воспитывается ребенок-инвалид, может назревать социально-профессиональный кризис: трудности, встающие перед родителями в своей дальнейшей реализации (учебе или карьере), смена характера работы с учетом особенностей образа жизни ребенка. Все это нагнетает неблагоприятную атмосферу, а постоянное внутреннее сожаление о нереализованности своих планов на ребенка вдвойне давит морально. Только сильные и действительно любящие родители способны дать ребенку-инвалиду все необходимое и принять ситуацию такой, какая она есть.
Часто родители в семьях сталкиваются с медицинскими трудностями, не всегда реально вовремя и точно получить сведения о диагнозе ребенка, особенностях его течения, ожиданиях, прогнозах, предстоящих материальных и социальных трудностях. Необходимо самостоятельно выполнять поиск возможности дополнительного консультирования ребенка по вопросам реабилитации.
Материальная сторона вопроса – далеко не последний фактор в воспитании ребенка с функциональными нарушениями. Несмотря на предоставляемые реабилитационными службами программы и медикаменты, сегодня все это требует больших вложений, тем более, что часто родители все свое время вместо работы отдают детям, что также отрицательно сказывается на благосостоянии семьи.
Таким образом, мы перечислили основные проблемы, с которыми могут столкнуться родители при воспитании ребенка-инвалида. Исходя из них, таким семьям мы можем дать следующие характеристики:
- В семье царит постоянное эмоциональное напряжение, усталость, скрытая или явная неудовлетворенность, нереализованность, тревога и неуверенность в будущем своего ребенка;
- искажение семейных взаимоотношений, т.к. ребенок не отвечает ожиданиям родителей, появляется раздражительность, семейные конфликты;
- постоянная борьба с общественным мнением, жалостью или осуждением со стороны ближайшего окружения давит психологически, т.к. зачастую суждения семьи выносятся без знакомства с реальной ситуацией;
- постоянная внутренняя борьба заставляет родителей скрывать факт инвалидности своего ребенка – снижается социальный статус семьи, сужается круг общения;
- роли в семье, воспитывающей ребенка-инвалида меняются: ребенок становится центром семьи, мать, непосредственно воспитывающая его становится лидером, отец – источником дохода.[2]
При появлении больного ребенка в семье меняется ее строй. Уклад, с этого момента жизнь ее начинает течь по абсолютно иному пути, отличному от привычного нам. Нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком-инвалидом.[3]
Как мы уже говорили, часто родители ограничивают круг своего общения, т.к. не все люди из окружения готовы понять и принять сложившуюся ситуацию. В то же время семье приходится расширять контакты с различными учреждениями. Осознавая свою ответственность, родители должны проявлять соответствующую деятельность для создания необходимых условий для лечения и воспитания ребенка и выявления возможных способов лечения на самой ранней стадии развития. Такая активная деятельность будет полезна и в другом плане – она помогает избавиться от депрессивного настроя родителей.
1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1997. - №1.
2. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 43-50.
3. Боброва Л.П. Положение детей в РФ // Защити меня. - 2003. №2. - С. 3.
4. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
5. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц // Курьер ЮНЕСКО. - 1981. - Июль. - С. 18-19.
6. Декларация о правах инвалидов // Кодексinfo. - 2001. - №7.
7. Закон “О социальной защите инвалидов в РФ” - 1995.
8. Закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) от 18 июля 1996г.
9. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
10. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. - 1995. №9. - С. 11-12.
11. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996.
12. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 192 с.
14. Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996 г.
15. Оботурова И.А. Познай дитя своё. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000. - 320 с.
16. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.
17. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
18. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под ред. Ю.Д. Арабанской. М.: Медицина, 1991. - 559 с.
20. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. - 2003. №1. - С. 33-34.
21. Сайт СОГБУ «Центр»Вишенки»/ Режим доступа: http://vishenki-smolensk.ru/?page_id=44
22. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. - Саратов, 1996.
23. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996.
24. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. - М., 2002. - 340 с.
25. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.