Введение
Глава 1. Сущность правового государства
1.1 Понятие правового государства
1.2 Принципы правового государства
Глава 2. Развитие правового государства в Росии
2.1 Взаимосвязь правового государства и гражданского общества в России
2.2 Особенности формирования в России правового государства
2.3 Проблемы формирования правового государства в России и способы их преодоления
Заключение
Список использованной литературы
Правовое государство в России - это сложное развивающееся общественное явление. По мере развития цивилизации оно приобретает новые очертания, изменяется содержательно, соответствуя конкретным условиям развития общества. Существенным признаком правового государственного устройства является безусловное подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и общества в целом системе права, которая реально служит интересам граждан на принципах социальной справедливости и равенства. Наличие мощной и разветвленной системы законодательства еще не свидетельствует о наличии правового государства. Так происходит в том случае, когда процесс законотворчества направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления в авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашающим права и свободы.
В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем.
Актуальность данного исследования заключается в том, что концепция правового государства занимает центральное место в общецивилизационной современной политико-правовой мысли, поскольку предполагает концептуальную разработку и конструирование такого госу дарственного устройства, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на основе права и исключали взаимный произвол.
Целью настоящей работы является: исследовать идеи, теорию и практику формирования правового государства в России.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи: - сформулировать понятие правового государства;
- охарактеризовать принципы правового государства;
- исследовать соотношение правового государства и гражданского общества в России;
- особенности формирования правового государства в России;
- исследовать проблемы формирования правового государства в России.
Объектом исследования является теоретическая и практическая обусловленность формирования правового государства в России, предметом исследования – особенности формирования правового государства в России.
Теоретической основой исследования стали также научные труды рос-сийских и зарубежных ученых, обращавшихся к проблемам организации и функционирования института гражданского общества и нотариата. В их числе такие авторы как: Б.С. Антимонов, О.Е. Блинков, И.М. Горбункова, В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев, Т.И. Зайцева, И.Л. Корнеева, Н.П. Ляпидевский, Т.Н. Михалева, И.А. Минахина, В.П. Мозолин, В.Б. Паничкин, Ж.П. Пиепу, В.И. Серебровский, Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба, Ю.К. Толстой, Г.Г. Черемных, О.Ю. Шилохвост, Ж. Ягр, Л.С. Явич, В.Ф. Яковлева, В.В. Ярков и многие дру-гие.
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический и др.
Структура дипломной работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность правового государства
1.1 Понятие правового государства
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин пишет: «К настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства».[1]
Существуют различные подходы ученых по многим вопросам правовой государственности. Одни авторы считают, что правовое государство выступает формой известных разновидностей государства. Другие - категорически не соглашаясь с такой постановкой, полагают, что правовое государство является новым историческим типом государства.[2]
Отсюда в работах первой группы авторов изучаются признаки правового государства, а другая группа исследователей речь ведет о принципах правового государства.
Если говорить о подходе исследователей к признакам правового государства, то авторы оперируют разными положениями и не совпадающим количеством признаков. Так, профессор В. А. Четвернин в качестве признаков правового государства рассматривает верховенство правовых законов, гарантии свободы и собственности и разделение властей. [3]
Профессор В. Е. Чиркин пишет, что «правовое государство - это взаимные права и обязанности, взаимная ответственность общества, государства, коллектива и личности».[4] В учебной литературе по конституционному праву правовым считается такое государство, которое признает разделение властей, независимость суда, законность управления и правовую защиту граждан от нарушения их прав.[5]
Считается, что демократия является признаком правового государства. На это М. Н. Марченко справедливо указывает, что демократия может быть как в правовом государстве, так и в государстве, которое нельзя охарактеризовать правовым.[6]
Правовое государство является демократическим государством, реализующим народовластие, по определению. Поскольку в правовом государстве человек является объектом и субъектом власти управления, постольку демократия идентифицируется как один из атрибутов правового государства.
В качестве признака правового государства признают «законность» (ограничение государства законностью, связанность государства законами).
Несостоятельность подхода доказывается его инерционной направленностью. Кроме того, степень самоограничения государства оказывается в его же власти.[7]
Правовое государство как идея, взятая на уровне абстракции, реализуется исторически конкретным обществом, в определенной географической среде, при стечении своеобразных культурных, экономических, политических и ментальных условий. На этом уровне формирование правового государства осуществляется как параллельный процесс, допускающий поливариантное решение вопросов.
Отсюда будет логически оправдана необходимость установления признаков правового государства на двух уровнях. На уровне общего признаки правового государства показывают черты, приметы, знаки вида государственности в системе политической организации общества. Это общие признаки правового государства. Поскольку в них непосредственно отражается сущность государства, постольку их следует воспринимать как принципы правовой государственности. В частности, такие начала политической организации, как верховенство права, народовластие и разделение властей, по сути, занимают место и роль принципов правовой государственности. Профессор В. Д. Зорькин справедливо указывает, что эти положения характеризуют сущностные признаки правового государства. Роль принципов правового государства состоит в том, чтобы наиболее полно представить «правовое качество государства».[8]
Принципы правового государства показывают степень погружения государства в сферу права. Совместимость его организации и деятельности с идеями права. Погружение государства в сферу права означает и вовлечение права в область государственного бытия. С этим право обретает жизнестойкость. Укрепляется его нормативность и общеобязательность. При этом вся правовая материя, связанная с государственной жизнью, начинает «работать» под надзором принципов правовой государственности.
Идея правового государства связана с общими факторами, определяющими процесс ее реализации. Но как эти факторы, так и сама идея правового государства являются общими установками. На практике общие факторы носят конкретно-исторический характер. Поэтому идея правового государства реализуется с учетом истории данной страны. При этом, как показывает практика, особое значение имеет несколько моментов. [9]
Для формирования правового государства необходимо создать реальные условия. К ним относятся создание единого, внутренне непротиворечивого законодательства; достижение высокого уровня правового и политического сознания населения; разработка четко продуманной национальной политики и эффективных средств для её реализации; ограничение вмешательства государства в сферу экономики. Власть и гражданин, государство и общество должны быть равными субъектами права.