ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
1.1. Значение и развитие торговли в современной экономике
1.2. Значение анализа розничного товарооборота
1.3. Информация для проведения анализа
РАЗДЕЛ 2. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ роничного товарооборота
2.3. Описание продукции
РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1. Стратегия развития предприятия
3.2. Стратегия продвижения продукции на рынок
3.3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
3.4. Описание продукции, услуг
3.5. Потребность в основных фондах
3.6. Расчет ресурсов
3.7. Расчет потребности в персонале и заработной плате
3.8. Реструктуризация кредиторской задолженности
3.9. Прочие затраты
3.10. Смета и калькулирование себестоимости
3.11. Потребность в инвестициях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль коммерческой деятельности как основного фактора эффективного хозяйствования предприятий с различными формами собственности на потребительском рынке.
Торговые предприятия выполняют функции обслуживания населения, осуществляют продажу товаров населению за наличные деньги и частично организациям и предприятиям в порядке мелкого опта.
Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий.
Розничный товарооборот – это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Товарооборот предприятий массового (общественного) питания тоже относится к розничному товарообороту.
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.
Целью данной курсовой работы является анализ розничного товарооборота конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть основы развития розничного товарооборота;
изучить методику розничного товарооборота;
провести анализ розничного товарооборота конкретного предприятия.
В качестве объекта исследования выдрано ООО ИПК «Аванта-принт».
При разработке темы исследования использовалась учебная литература, раскрывающая вопросы экономики коммерческих предприятий.
Раздел 1. Основы развития розничного товарооборота
1.1. Значение и развитие торговли в современной экономике
1 февраля 2015 г. исполнилось пять лет со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[1].
Известно, что в современной экономике торговля играет крайне важную роль, выступая связующим звеном между производством и потреблением. Эффективность товаропроводящей системы является важнейшим фактором развития и совершенствования производства, а также удовлетворения потребительского спроса. Соответственно, стоящая перед Россией задача создания современной инновационной экономики не дает возможности выжидать и заставляет критически оценить первые итоги применения Закона.
Возникает основной вопрос: помогает ли Закон развитию торговой отрасли отечественной экономики или, наоборот, тормозит ее прогресс? Для ответа на данный вопрос следует исходить из стоящих перед российской торговлей задач. Согласно Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и в период до 2020 г.[2] в России требуется создать эффективную товаропроводящую систему, соответствующую требованиям инновационного развития экономики.
Для создания такой системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов[3], долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли, обеспечить условия для развития конкуренции, не ограничивая развитие торговых сетей.
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливает ряд весьма жестких, экономически бессмысленных запретов и предписаний, мешающих развитию торговли и конкуренции в ней, провоцирующих рост розничных цен по причине существенного увеличения транзакционных издержек торговых операций, ориентируя отечественных товаропроизводителей на «консервацию» технологической отсталости и низкой производительности труда.
Показательно, что соответствующие запреты и предписания Закон распространяет главным образом на торговые операции с участием торговых сетей, которые и являются проявлением современных форматов торговли. При этом под торговой сетью в Законе понимается совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением или используемых под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации[4]. В результате установленные Законом запреты и предписания оказались распространены на неоправданно широкий круг субъектов торговой деятельности, не обладающих никакой рыночной властью, а также на неоправданно широкий объем торговых операций с участием таких субъектов. К примеру, предприниматель, владеющий двумя маленькими ларьками с мизерным товарооборотом, поставлен в один ряд с крупными гипермаркетами, имеющими миллиардные обороты.
Абсурдность распространения содержащихся в Законе запретов и предписаний на абсолютно все торговые сети в том смысле, который придается данному термину в Законе, очевидна. Необходимо как можно скорее установить критерии торговых сетей, на которые распространяются соответствующие запреты, либо уточнить определение торговой сети, ориентируясь на экономически обоснованные показатели, например на размер торговых площадей торговых объектов, объем приходящегося на соответствующие объекты розничного товарооборота и др.[5] В противном случае Закон будет продолжать сковывать развитие торговли.
Что касается самих запретов и предписаний, то, думается, наиболее негативное влияние не только на торговлю, но и на отечественную экономику в целом оказывают нормы о ценообразовании. Как отмечалось нами ранее, соответствующие нормы, содержащиеся в ст. ст. 9 и 13 Закона, разрушают договорный механизм ценообразования, являющийся важнейшим инструментом конкурентной борьбы[6]. Они создают неоправданные препятствия для ценовой конкуренции в оптовой торговле, что приводит к росту розничных цен на продовольственные товары.
В подготовленном Федеральной антимонопольной службой России законопроекте о внесении изменений в Закон[7] предлагается установить дополнительные запреты в договорном ценообразовании. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что содержащийся в ст. 9 Закона перечень недопустимых условий договора поставки продовольственных товаров является неполным, и предлагается запретить еще ряд условий соответствующих договоров. По мнению ФАС России, такие условия договоров могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав хозяйствующих субъектов.
В частности, предлагается включить в ч. 12 ст. 9 положения, устанавливающие безусловный запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров условий:
1) о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность (т.е. аналогичными поставщиками);