Введение
Глава 1. Прогнозирование в спорте и система спортивного отбора и построения учебно-тренировочного процесса футболистов
1.1. Спортивное прогнозирование в игровых видах спорта
1.2. Критерии оценки перспективности футболистов
1.3. Методы и критерии оценки уровня физической подготовленности
1.4. Критерии и структура спортивного отбора в ДЮСШ
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования (анкетирование детей, тренеров, тестирование детей)
2.3. Этапы организации исследования
2.4. Анализ полученных данных
2.5. Разработка упражнений, способствующих постановке техники удара не ведущей ногой у юных футболистов
2.6. Результаты предложенных упражнений по развитию техники удара
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Современное решение задач спорта высших достижений постоянно диктует необходимость изучения и развития детского и юношеского спорта.
Повышение эффективности работы детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва, играющих ведущую роль в подготовке спортсменов высокого класса, немыслимо без серьезных исследований в области спортивной науки. Неоспорим и тот факт, что в рассматриваемом в данной книге возрастном периоде происходит закладка и формирование фундамента общей и специальной физической подготовки, так необходимого в дальнейшем для достижения уровня мастера спорта международного класса.
При этом на каждом из этапов многолетней спортивной тренировки на первое место выдвигается укрепление здоровья ребенка, так необходимого в жизни взрослого человека.
В связи с этим тренеры, медики, ученые продолжают поиск более эффективных средств, форм, методов и методик подготовки юных спортсменов, резерва наших сборных команд.
Это предъявляет большие требования к качеству подготовки спортивного резерва и, в свою очередь, к приобщению школьников к ежедневным занятиям физической культурой и спортом, что способствует притоку детей и юношей в секции общеобразовательных школ, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР).
Современное развитие футбола предъявляет постоянно возрастающие требования к физической, технической и тактической подготовленности игроков. Повышение уровня спортивного мастерства лучших футболистов мира обусловлено рациональным построением процесса спортивной тренировки в ведущих странах Европы и Латинской Америки. В то же время зарубежные специалисты признают, что в России использование научных достижений в теории и методике футбола находится на достаточно высоком уровне.
Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнями развития физических качеств, технико-тактического мастерства, а также психологической и интеллектуальной подготовленности футболистов. Совершенствование подготовленности обеспечивается как в ходе тренировочного процесса, так и непосредственно во время игры.
Современный футбол предъявляет исключительно высокие разнообразные требования к здоровью спортсменов, к их физическим качества, психическим возможностям. Однако, уровень подготовленности футболистов, прежде всего, определяется комплексом необходимых физических качеств, психических и индивидуальных особенностей. Обобщение передового опыта подготовки юных футболистов, а также раннее проведенные исследования по данному вопросу свидетельствуют, о том, что физические аспекты подготовленности футболистов находят свое отражение в первую очередь, в высокой стартовой скорости, скоростно-силовых способностях, скоростной выносливости, общей и специальной ловкости.
Повышение уровня мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов.
Весь учебно-тренировочный процесс направлен на подготовку будущих мастеров кожаного мяча. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решить стоящие перед школой задачи наиболее успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким критериям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов.
Не менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности работы над овладением техникой игры и над совершенствованием навыков выполнения широкого "ассортимента" технических приёмов в вариативных условиях, близких к игровым.
Прогнозирование в спорте - это способ предсказывания уровня достижения спортивного успеха. В этом случае основная задача сводится к установлению уровня стабильности характеристик игроков в период отбора или наследственных влияний.
Известно, например, что ряд человеческих характеристик имеет высокую стабильность. В первую очередь это касается таких морфологических признаков, как рост, вес и т.д.
Существует и генетическая зависимость морфологических признаков. В то же время даже те свойства, которые генетически обусловлены, не обязательно наследуются. Например, умственные способности зависят в своем развитии от такого огромного числа генов, что вероятность сохранения у ребенка такой же комбинации очень мала.
К сожалению, прогноз конечных значений на основании начальных данных не всегда эффективен. В практике футбола известно множество примеров, когда слабые оказывались через определенное время занятий среди сильных, и наоборот. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей рекомендуется ориентироваться не только на исходный уровень развития каких-либо качеств или характеристик, но и на темпы прироста спортивных результатов.
Целью исследования является изучение и разработка критериев физической подготовленности юных футболистов.
Задачи исследования:
Изучить вопросы спортивного прогнозирования в игровых видах спорта;
Рассмотреть критерии оценки перспективности футболистов;
Определить методы и критерии оценки уровня физической подготовленности;
Провести опытно-экспериментальную работу и сформулировать выводы.
Объект исследования: техническая подготовка юных футболистов 8-10 лет.
Предмет исследования: технологические составляющие нагрузок на организм спортсменов в тренировочном процессе юных футболистов.
Практическая значимость исследования: предложенный комплекс упражнений может быть использован при подготовке юных футболистов в спортивных школах и секциях.
Глава 1. Прогнозирование в спорте и система спортивного отбора и построения учебно-тренировочного процесса футболистов
1.1. Спортивное прогнозирование в игровых видах спорта
Спортивные игры занимают ведущее место среди различных видов спорта, культивируемых в нашей стране и за рубежом. Это заставляет постоянно заботиться о сохранении высокой спортивной конкуренции на мировой арене. Чтобы решить эту задачу необходимо планомерно готовить спортивные резервы на уровне современных требований. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование системы отбора как начального, так и последующего в процессе многолетней подготовки спортсменов.
Вопросы открытия талантливых спортсменов, создания наилучших условий для проявления их одаренности, всегда волновали научную мысль. Врачи, психологи, антропологи, физиологи, спортивные педагоги и другие ученые стремятся раскрыть тайны прогнозирования спортивных достижений. Современные научные разработки дают возможность с достаточной точностью предвидеть, как потенциальные возможности начинающих спортсменов, так и их, в дальнейшем, успехи в профессиональном спорте.
Для этого начало занятиями многими видами спортивных игр начинается в раннем возрасте, что заметно осложняет практику спортивного отбора, а также заставляет менять принципы подхода к данной проблеме. В раннем возрасте невозможно различить спортивно-важные качества организма, соответствующие модельным характеристикам спортсменов высокой квалификации, так как они еще не сформированы в детском организме. В связи с этим вопросы начального отбора и ориентации на ранних этапах подготовки необходимо решать иным способом, чем на этапах спортивного совершенствования и мастерства[1].
Выбрать для каждого ребенка вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации, отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора[2].
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учетом которых осуществляется отбор наиболее пригодных для него людей. Поэтому понятия "спортивный отбор" и "спортивная ориентация" необходимо различать[3].
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.
Высоких результатов в избранном виде спорта, можно добиться лишь при наличии определенных способностей, от которых зависит успех в данном виде спорта. Спортивные способности - это совокупность многообразных (морфологических, функциональных, психологических и других) особенностей человека, с которыми связаны возможности достижения высоких, даже рекордных результатов в конкретных видах спорта[4].
Рациональная система спортивной ориентации позволяет своевременно выявить задатки и способности детей и подростков, создать благоприятные предпосылки для наиболее полного раскрытия их потенциальных возможностей и на этой основе овладению высоким спортивным мастерством[5].
Объективная оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов дается на основе комплексных исследований детей, подростков, юношей и девушек, так как не существует какой-либо один критерий спортивной пригодности. Специалисты указывают на то, что даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат, не может иметь решающее значение в процессе спортивной ориентации спортсменов, особенно, если это касается детей и подростков с еще полностью не завершившимся формированием организма[6]. Большинство специалистов считают, что отдельное рассмотрение морфологических, функциональных, биомеханических, педагогических, психологических показателей недостаточно, для проведения рациональной спортивной ориентации. Только на основе комплексной методики выявления склонностей (генетических задатков) и способностей, необходимых для овладения высотами спортивного мастерства, возможно правильное ориентирование детей к занятиям тем или иным видам спорта[7].
Педагогические методы исследования позволяют оценить уровень развития физических качеств, координационных способностей, а также уровень спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, состояние анализаторных систем организма, уровень физического развития спортсмена. С помощью психологических методов исследования определяются способности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается совместимость спортсмена при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно - следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
В связи с этим повышение эффективности работы спортивного педагога, оптимизация управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменов во многом определяются решением задач прогнозирования их возможностей к овладению спортивными действиями на этапе начальной подготовки.
Для этого необходимо изменить системы и методики начального отбора детей для занятия спортивными играми. Разработать критерии оценки перспективности юных спортсменов для каждого вида спорта уже на начальном этапе занятия на отделениях детско-юношеской спортивной школы.