Введение
Глава I. Теоретические основы развития координации у учащихся 7-8 лет
1.1. Анатомо-физиологические особенности у учащихся 7-8 лет
1.2. Сущность понятия координация как физическое качество
Глава II. Методические основы развития координации учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика»
2.1. Средства развития координации
2.2. Средства развития координации учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика»
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема физических (двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в практике физического воспитания учащихся. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание программах физического воспитания учащихся.
В современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. Координационные способности включают в себя такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями.
В последнее десятилетие существенно снизилось количество исследований, посвященных изучению координационных способностей. После исследований координационных способностей школьников профессором В.И. Ляхом, фундаментальные исследования практически отсутствуют. Необходимо только отметить ряд исследований Л.Д. Назаренко, которая занималась исследованием развития координационных способностей школьников.
Большинство учёных, практиков, авторов современных программ по физической культуре для средних школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения. Особенно это относится к детям младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте.
Тогда возникает проблема: какие средства использовать для развития координации учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика»?».
Объект исследования: процесс развития координации у учащихся 7-8 лет.
Предмет исследования: средства развития координации у учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика»
Цель исследования: изучение средств развития координации учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика»
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся 7-8 лет
2. Рассмотреть понятие координация как физическое качество
3. Рассмотреть средства развития координации
4. Подобрать упражнения для развития координации на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика».
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение.
Теоретической основой нашего исследования являются авторские идеи:
- посвященные анатомо-физиологическим особенностям учащихся 7-8 лет (З.В. Артеменко, Н.С. Ефимова, В.Г. Каменская);
- рассматривающие понятие координации как физического качества (В.К. Бальсевич, В.И. Лях);
- посвященные средствам развития координации (Е.К. Аганянц, А.Н. Колумбет, И. В. Манжелей, Л.Д. Назаренко и др.);
- посвященные упражнениям для развития координации на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика» (В. Н. Дмитриев, В.Г. Никитушкин, Г.П. Попова и др.).
Глава I. Теоретические основы развития координации
у учащихся 7-8 лет
1.1. Анатомо-физиологические особенности у учащихся 7-8 лет
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 лети и до 10, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [5].
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [6].
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервнопсихическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников [10].
1. Аганянц Е.К. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердическая // Природа. Общество. Человек: Вестник Южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. – Краснодар. – 2016. – №1(4). – С. 22-24.
2. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы [Текст]: справочник / З.В. Артеменко, Ж.Е.Завадская. – Мн.: Новое знание, 2011. – 313 с.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры. 2000. – 274 с.
4. Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе [Текст] / В. Н. Дмитриев. – М.: Изд. Дом МСП, 2008. – 236 с.
5. Ефимова Н.С. Основы общей психологии [Текст]: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.
6. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]: учебное пособие / В.Г. Каменская. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2011. – 288 с.
7. Колумбет А.Н. Классификация координационных способностей молодежи, факторы и компоненты их развития [Текст] / А.Н. Колумбет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 4-2 (апрель). – С. 142-149.
8. Колумбет А.Н. Содержание развивающих и дидактических модулей модульной технологии развития координационных способностей студентов [Текст] / А.Н. Колумбет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2013. – №12. – С. 121-126.
9. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. – М.: Дивизион, 2006. – 290 с.
10. Мандель Б.Р. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. – 352 с.
11. Манжелей И.В. Физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения [Текст] / И. В. Манжелей // Образование и наука. – 2005. – № 2. – С. 58-70.
12. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций [Текст] / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры, 2003. – 259 с.
13. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста [Текст]: автореф. дис. … док. пед. наук / Л.Д. Назаренко. – М., 2003. – 40 с.
14. Никитушкин В.Г. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет [Текст] / В.Г. Никитушкин, С.В. Малиновский, Ю.И. Разинов, А.В. Аулова // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 2. – С. 25-29.
15. Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки [Текст] / Г.П. Попова. – Волгоград. Учитель, 2013. – 173 с.
16. Селиванова Н.Л. Воспитание: тенденции развития теории [Текст] / Н.Л. Селиванова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 1. – С. 33-35.
17. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе [Текст] / Е.В. Советова. – Ростов на-Дону: Феникс, 2013. – 285 с.
18. Теория и методики физического воспитания [Текст]: учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
19. Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура [Текст]: учебник для педагогических лицеев / Т.И. Хомякова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 187 с.
20. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] / С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.