Введение
Глава 1 Анализ фирм на мировом рынке
1.1 Отраслевая и территориальная структура пищевой промышленности
1.2 Основные проблемы развития пищевой промышленности в России
экономический анализ организации
2.1 История появления компании
2.2 SWOT и PEST анализы
2.3 Ассортимент продукции
Глава 3 Разработка проекта по совершенствованию стратегии управления
организации
3.1 Оптимизация ассортиментной структуры товарных потоков
3.2 Оценка рисков и прогнозирование динамики
показателей
Заключение
Список использованной литературы
Рыночная деятельность предприятия немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя под угрозой вытеснения с рынка совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, т. е. делать ее конкурентоспособной.
Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность ее потребительских и стоимостных характеристик, обеспечивающих лучшее удовлетворение конкретной потребности покупателя по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами на конкретном рынке в определенный момент времени.
Конкурентоспособность продукции является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия, от нее зависит успешность функционирования, финансовое положение, позиция предприятия на рынке. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия.
Основными факторами конкурентоспособности мировых лидеров продукции являются ее качество, цена потребления, маркетинговое окружение товара и сервисное обслуживание. Конкурентоспособность продукции определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а все характеристики товара, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются покупателем как бесполезные, не увеличивающие потребительскую ценность продукции.
В связи с вышеизложенным проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности ассортимента продукции предприятия является актуальной, так как без наличия конкурентоспособного товара предприятие не будет отвечать экономическим требованиям своего развития и может быть вытеснено с рынка конкурентами.
Целью данной курсовой работы является анализ стратегических изменений среди мировых лидеров пищевой промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- провести анализ фирм на мировом рынке;
- провести технико-экономический анализ организации;
- разработать проект по совершенствованию стратегии управления в организации.
Объект исследования – пищевая промышленность, в частности компания ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Предмет исследования – тенденции и перспективы развития предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав , заключения и списка литературы.
Глава 1 Анализ фирм на мировом рынке
1.1 Отраслевая и территориальная структура пищевой
промышленности
Пищевая промышленность имеет стратегическое значение для любой национальной экономики. Эта отрасль обеспечивает население страны необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. В Российской Федерации пищевая промышленность относится к числу лидирующих, она насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства. В составе российской пищевой промышленности сегодня функционируют более 22 тысяч предприятий различных по объемам производства и формам собственности, производящих до 16% объема ВВП страны [9, с. 121].
В 2014 году общая численность занятых в отечественной пищевой промышленности составила 1,4 млн. человек. Однако, несмотря на то, что это современный российский пищепром имеет большой потенциал за счет наличия крупных сырьевых баз и растущих объемов сельскохозяйственной продукции, его развитие сегодня сдерживается рядом внутренних и внешних факторов. Основными из них являются высокий уровень налогообложения, высокий процент коммерческого кредита, недостаток финансовых ресурсов, недостаток квалифицированных кадров, неопределенность экономической ситуации, нехватка оборудования и его несоответствие современным технологическим нормам, несовершенство управления хранением, снабжением и сбытом готовой продукции, низкая конкурентоспособность, по сравнению с импортными товарами.
Справедливо отметить, что в части технического и технологического переоснащения в отрасли в настоящее время происходят значительные преобразования. Развивающийся в нашей стране процесс модернизации современной российской промышленности направлен, в том числе, на решение проблемы технического отставания отечественного пищевого производства от современных зарубежных стандартов. В настоящее время отечественные производители успешно перенимают и адаптируют зарубежный производственный опыт, внедряя в процесс производства прогрессивные технологии и ноу-хау, осуществляется переоснащение технической базы отдельных предприятий отрасли. Строгий контроль государства за соблюдением норм и стандартов продовольственной безопасности гарантирует стабильно высокое качество отечественных продовольственных товаров. Вместе с тем развитие отрасли и рост оплаты труда на ее предприятиях оказывают прямое воздействие на повышение популярности среди молодежи инженерно-технологических профессий, специализирующихся на пищевом производстве. Свидетельством этому являются рост числа студентов технологических вузов, в ближайшей перспективе способных заполнить пустующую кадровую нишу на предприятиях пищевой промышленности [1, с. 65].
Таким образом, в ближайшие годы наиболее сложными препятствиями на пути развития предприятий пищепрома остаются проблемы экономического и финансового характера, а также проблема низкой конкурентоспособности отечественных товаров на рынке пищевых продуктов.
Повышение конкурентоспособности товаров отечественной пищевой промышленности прямо связано с необходимостью модернизации системы управления предприятий отрасли и прежде всего системы управления маркетингом. Именно эффективный маркетинг как важнейший элемент рыночного механизма хозяйствования, при котором основная роль в формировании структурно-ассортиментной политики принадлежит потребителю, способен в большей степени повлиять на успех российских продовольственных товаров на рынке и завоевание ими стабильной рыночной доли в долгосрочном периоде [2, с. 81].
Конкуренция товаропроизводителей, прогнозирование ими рыночной ситуации посредством детального изучения спроса, выявление различных групп потребителей способствует завоеванию каждым из них соответствующего места на рынке и, в конечном счете, предотвращению диспропорций в развитии той или иной отрасли, сбалансированности спроса и предложения.
Реализация маркетинговой деятельности на предприятиях пищевой промышленности как метода целенаправленного регулирования производства, его переориентации в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры и перспективами развития потребительского спроса должна осуществляться с учетом сложности и особенности рыночных отношений в этой области. Продовольственные товары – это товары повседневного спроса, быстро раскупаются в розничной торговле, имеют особые условия хранения, непродолжительный срок годности. Это накладывает особые требования на товаропроизводителя в части корректировки его рыночной активности.
На протяжении длительного периода времени основными направлениями деятельности отечественных предприятий по преодолению высокой конкуренции на рынке являлись расширение ассортимента, повышение качества производимых продуктов, работка и создание новых видов продукции. Все это имело большое значение для развития отрасли, однако без адекватного маркетингового сопровождения не сильно влияло на повышение конкурентоспособности ее продукции [10, с. 88].
Таким образом, российские продовольственные товары часто не могли выдержать конкуренции со стороны уступающих им по качеству, но стабильно укрепившимся за счет эффективных маркетинговых коммуникаций на рынке популярных зарубежных товаров. В создавшихся условиях перед предприятиями отечественной пищевой промышленности актуализировалась необходимость восполнения рыночного отставания не только за счет формирования системы управления маркетингом и создания его материально-технической базы, но и за счет поиска и применения опережающих инновационных технологий, способствующих проникновению на рынок российских продовольственных товаров за счет вытеснения импортных.