Формирование государственной политики борьбы с преступностью несовершеннолетних в истории России прошло несколько этапов, характеризующихся различной степенью законодательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних: от полного игнорирования подростковой преступности как самостоятельного специфического феномена до гипертрофирования его социально-криминологического значения.
В настоящее время несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально-пораженных категорий населения России. Преступность несовершеннолетних в последнее десятилетие росла в 67 раз быстрее, чем изменялось число представителей данной возрастной группы от общего числа населения страны.
Развитие социума влияет на содержание и особенности системы мер противодействия преступности несовершеннолетних в России.
Проблема правонарушений и преступности несовершеннолетних и мер по их предупреждению разрабатывалась долгое время недостаточно. Действующие социальные и правовые институты не способны полностью защитить несовершеннолетних от преступного влияния, поэтому необходимы разработка и внедрение новых подходов профилактической работы с подростками на основе изучения их возрастных особенностей, вызванных психофизической перестройкой организма, нормальное течение которой нарушилось и осложнилось неблагоприятными условиями жизни, действующими нередко с момента рождения.
Правовое воспитание несовершеннолетних, формирование их правосознания, предупреждение на этой основе правонарушений входит в число главных задач нашего общества.
Объект исследования – общественные отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования – деятельность участкового уполномоченного в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цель исследования – выявить роль участкового уполномоченного в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи исследования:
- определить значение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- охарактеризовать современности состояние в сфере правонарушений несовершеннолетних;
- обозначить место участковых уполномоченных полиции в системе органов, осуществляющих функции профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- выявить компетенцию участкового уполномоченного полиции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: задачи и функции участкового уполномоченного полиции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направления деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проанализировать взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
В настоящее время предупреждение преступлений с точки зрения безопасности, стабильности и спокойствия общества является магистральным направлением государственной политики России. При этом заслуга в доктринальной проработанности данного института принадлежит плеяде известных отечественных ученых, среди которых: И.Г. Гальперин, А.А. Герцензон, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров, Ю.М. Антонян, А.И. Долгова и др.
Непосредственно проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних свои труды посвятили: Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Е.С. Жигарев, Н.И. Ветров, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.И. Забрянский, К.Е. Игошев, О.И. Игнатенко, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, Э.Б. Мельникова, В.В. Панкратов, С.Л. Сибиряков, В.С. Устинов, Д.А. Шестаков, В.Э. Эминов и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Методологической базой исследования выступили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него следующие частные методы: системно-структурный, сравнительный, системного подхода и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные теоретические выводы о специфике системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяют расширить теоретические взгляды на обеспечение более эффективной профилактики правонарушений среди указанной категории лиц.
Практическая значимость работы заключается в обобщении сведений о роли участкового уполномоченного в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Современности состояние в сфере правонарушений несовершеннолетних
Наиболее важной обязанностью государства является социальная защита подрастающего поколения. Данная деятельность должна иметь соответствующую правовую базу. И поэтому в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних существенное значение имеет федеральная социальная политика государства.
Специфика социально-экономической ситуации в России и ее неблагоприятные последствия для положения подрастающего поколения предопределили основную направленность законодательной деятельности государства по защите и укреплению прав несовершеннолетних, в том числе на социальное обеспечение, медицинское обслуживание и отдых, образование, защиту прав и интересов детей в гражданском, уголовном, трудовом и административном законодательстве.
Социальной политике государства в отношении несовершеннолетних нужна эффективная правовая база. В последние годы принят ряд нормативных актов по защите детства, при использовании и внедрении в жизнь которых можно обеспечить нормальные условия развития, образования и воспитания подрастающего поколения. Законодательные акты по защите детства следуют мировым международным документам.
Реформа образования в Российской Федерации, начавшаяся сравнительно недавно, еще не дала ощутимых результатов. В связи с этим жизнь "среднего" российского ребенка характеризуется относительно большим количеством свободного времени. Однако во время существования СССР ребенку можно было потратить его на участие в бесплатных детских и юношеских секциях, кружках и т.п. В последнее время идет возрождение сети досуговых учреждений для молодежи, но престижные и интересные занятия являются платными и не для всех доступными (например, танцы, аэробика, компьютерные игры). В связи с этим подросток соглашается на любую помощь взрослому (отнести сверток неизвестного содержимого, помочь открыть квартиру "знакомого" через балкон или форточку и т.д.) ради часа интересной игры, общения с помощью сети Интернет или получения материального вознаграждения.
Необходимо особо контролировать влияние родителей на несовершеннолетнего, ведь именно в семье подросток получает основное воспитание. Должен осуществляться учет взрослых лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и морально разлагающих ребенка. Нужно отказаться от системы вынесения устных предупреждений, вести разъяснительную и профилактическую работу в семьях группы риска, однажды попавших в поле зрения полиции, а также ее отдельных структурных подразделений.
Особого внимания требуют несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступлений в воспитательной колонии. В последние годы колонии для несовершеннолетних переданы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
В каждой воспитательной колонии работает школа, все дети соответствующего возраста имеют доступ к образованию того или иного уровня. В целом на практике гуманизирован порядок отбывания наказаний, расширен контроль за деятельностью воспитательных колоний со стороны органов местного самоуправления и управомоченных ими лиц, депутатов и общественности.
Представители организаций и общественности могут встречаться с осужденными, принимать участие в рассмотрении жалоб, знакомиться с необходимой документацией.
В последние 15 лет в деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа произошли серьезные изменения, позволившие обеспечить гуманизацию учебно-воспитательного процесса.
Реабилитационная работа с воспитанниками в учреждениях закрытого типа строится с учетом современных требований, содержащихся в основных международных документах по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних и защиты прав несовершеннолетних в закрытых учреждениях и предусматривающих переход от административно-карательных мер к всесторонней психолого-медико-педагогической реабилитации и социально-правовой поддержке детей и подростков.
Учебно-воспитательные учреждения обеспечивают условия для реализации права на образование несовершеннолетних, которые не хотят или не могут обучаться в "традиционных" образовательных учреждениях, дают возможность "трудным" подросткам адаптироваться в жизни.
Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних и предупреждении подростковой преступности отводится специальным и учебно-воспитательным учреждениям открытого типа. В их работе используются разноуровневые образовательные программы, позволяющие обеспечить общеобразовательную подготовку, профессиональную ориентацию и социально-трудовую адаптацию несовершеннолетних, их подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые вернулись из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. Таким образом, в борьбе с преступностью несовершеннолетних особый акцент делается на ее предупреждение, а в нем - на оказание социальной помощи несовершеннолетним.
Все меры, осуществление которых необходимо как на общем, так и на индивидуальном уровнях, в зависимости от целей профилактического воздействия могут быть сведены в три основные группы.
Первую группу образуют меры, направленные на выявление, недопущение и устранение виктимоопасных ситуаций. К ним можно отнести:
а) проведение среди родителей, педагогов и несовершеннолетних правовоспитательной работы и правовой пропаганды с целью разъяснения социальной и правовой природы различных преступных посягательств, последствий их совершения, доведения до граждан информации о мерах противодействия преступникам в рамках необходимой обороны и других правомерных способах разрешения конфликтных ситуаций;
б) изготовление и распространение специальных видеороликов, брошюр, наставлений, памяток-предостережений о том, как уберечься от преступления, не стать его жертвой;
в) извещение граждан через средства массовой информации о фактах совершения преступлений на данной территории, типичных действиях преступников, о том, как следует поступать в криминально опасной ситуации;
г) создание интернет-ресурсов (либо разделов на уже имеющихся порталах и сайтах) по виктимологической профилактике с возможностью обратной связи пользователей со специалистами-виктимологами, психологами;
д) патрулирование силами патрульно-постовой службы полиции и общественных объединений мест наиболее вероятного совершения преступлений. Такие меры, проводимые регулярно, имеют не только антикриминогенный эффект, но и благоприятно сказываются на уровне тревожности молодых людей относительно собственной безопасности.
Вторая группа включает меры обеспечения личной безопасности потенциальных жертв преступления в случаях возникновения виктимоопасных ситуаций. Целями данных мер является снижение личностной виктимности и активизация защитных возможностей несовершеннолетних. Главным образом эту группу составляют меры виктимологического просвещения:
а) обеспечение подростков информацией об адресах и телефонах, по которым можно передать сообщение о фактах посягательства, не опасаясь при этом дальнейшего преследования преступников или недовольства со стороны сотрудников правоохранительных органов;
б) издание и распространение паспорта безопасности школьника с правилами безопасного поведения;
в) проведение инструктажа по обеспечению безопасности;
г) особенно полезными для несовершеннолетних могут стать тренинги, моделирование ситуаций, практическая отработка алгоритма действий в предкриминальной и криминальной ситуациях.