Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения жанра интервью
1.1. Подходы к определению интервью
1.2. Особенности проведения интервью
Глава 2. Специфика интервью в отечественных изданиях (на примере изданий «Российская газета» и «Известия»)
2.1. Типологическая характеристика качественных изданий «Российская газета» и «Известия»
2.2. Своеобразие интервью в «Российской газете»
2.3. Особенности интервью в газете «Известия»
Заключение
Список литературы
Для журналиста интервью – это не только способ получения информации, но и журналистский жанр в форме диалога, в котором журналист помогает интервьюируемому как можно полней изложить информацию. Он раскрывает персональное мнение, поднимает актуальные вопросы и после публикует результаты своего интервью.
Преимущества интервью состоят в том, что оно сочетает в себе опрос и наблюдение. Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя, именно этим этот жанр ценен для аудитории.
В вопросах журналиста к собеседнику определяются актуальные аспекты темы, возникают поводы для обсуждения чего-то нового, любопытного. Задача журналиста – сделать интервью интересным для всех. Ведь одной из черт печатных изданий является отсутствие прямого контакта, в отличие от телевидения и радио, поэтому интервью в газетах, журналах выполняет коммуникативную функцию. На наш взгляд, именно качественная пресса справляется с этими задачами – это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования в данной работе является интервью как жанр журналистики.
Предмет – особенности интервью в качественной прессе (на примере «Российской газеты» и газеты «Известия»).
Цель курсовой работы: изучение жанра интервью в качественной прессе на примере изданий «Российская газета» и «Известия».
Для достижения выше названной цели были выполнены задачи:
- Описать подходы к определению интервью.
- Изучить особенности проведения интервью.
- Дать типологическую характеристику изданиям «Российская газета» и «Известия».
- Проанализировать интервью в «Российской газете» и газете «Известия».
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение и контент-анализ.
Изучением жанра интервью занимались многие исследователи. Концепции интервью, подходы к его определению, формы, виды представила М.М. Лукина в учебном пособии «Технология интервью». А.А. Тертычный в учебном пособии «Жанры периодической печати» рассмотрел интервью как жанр журналистики. Для того чтобы дать типологическую характеристику анализируемым изданиям, мы обратились к трудам Я.Н. Засурского «Система средств массовой информации России» и А.И. Акопова «Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специализированных журналов)».
Эмпирическая база: интервью в изданиях «Российская газета» и «Известия» за 2016 год. Всего за период исследования было проанализировано около 120 публикаций.
Новизна работы заключается в проведенном анализе особенностей жанра интервью в качественных российских изданиях «Российская газета» и «Известия».
Данная работа может быть полезна при изучении жанра интервью в рамках дисциплин «Творческая мастерская», «Основы теории журналистики», «Введение в профессию».
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения жанра интервью
1.1 Подходы к определению интервью
Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес. Газетная статья, имеющая содержание этой беседы[1].
Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически[2].
Термин интервью употребляется в двух значениях:
1) метод получения, сбора сведений путем беседы, общения с другими людьми;
2) относительно устойчивый тип высказываний, который называют речевым жанром[3]. Это публицистический информационный жанр, многогранная и подвижная форма журналистики. Сама семантика слова указывает на то, что интервью это обмен мнениями, взглядами, сведениями[4].
Термин «интервью» (в понимании интервью как жанра) в словарях определяется как «предназначенная для печати беседа какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес»[5]. Современные авторы несколько уточняют эту формулировку, отмечая расширенные группы интервьюируемых (от «известного деятеля» до любого лица): «Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массой информации», - а также расширение спектра тем: «Это предназначенная для средств массовой информации и инициированная журналистом беседа с каким-либо лицом на любые интересные для широкой публики темы»[6].
Таким образом, рассмотрев данные понятия, можно сделать вывод, что интервью – это беседа журналиста с интервьюируемым, направленная на получение определенной информации, которая будет опубликована в печатном периодическом издании.
Выработано несколько подходов к интервью. В учебной литературе 1970-1980 годов говорится о двух подхода к изучению интервью – жанровом и методическом.
В рамках жанрового подхода интервью рассматривается как метод организации текста со своей оригинальной структурой. Считалось, что интервью входит в информационные жанры периодики. Был принят взгляд, согласно которому успешность интервью зависела от идеологической подготовки корреспондента.
В рамках методического подхода интервью рассматривается как инструмент сбора информации, вопросно-ответный способ получения данных. Этот подход входит во многие смежные дисциплины, например, социологию и психологию. Но многие ученые отмечали спорность рекомендаций данного подхода в практическом использовании.
Согласно данным учебного пособия М.М. Лукиной «Технология интервью», логично выделить и третий подход, этический. Однако в рамках этого подхода рассматриваются только отдельные случаи профессионального общения, которые включают в себя конфликты интересов, а также предлагаются пути решения этих проблем с точки зрения уже изменившихся исторических условий. В этом подходе преобладает идеологическая оценка ситуации, а критерием нравственности являются нормы партийной дисциплины.
Существует «новая» методология интервью, которую разработал Джон Саватски. Её суть заключается в том, что необходимо отказаться от привычных стереотипов вопросно-ответного общения, основанных на соревновании (борьбе) журналиста и героя публикации. «В интервью не надо соревноваться, — считает Джон Саватски, — в интервью надо задавать вопросы и получать на них ответы».
«Из всех перечисленных взглядов на интервью подход Джона Саватски, отвергающего соревновательные и предлагающего партнерские отношения, пожалуй, ближе всего к реалиям современной журналистской практики, – пишет М.М. Лукина – и все же этот подход не исчерпывает всех вариантов стиля поведения журналиста, вступающего в контакт с другими людьми для получения информации»[7].
Формирование жанра интервью произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, отражает реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме. В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, при этом не ставя задачу их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника упор будет сделан на вопросах: что? где? когда? Речь идет об аналитическом материале в том случае, если интервьюер или его собеседник начнут более подробно отвечать на вопросы: почему? каким образом? что это значит?
Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам (о чем говорилось выше). Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.