Введение
Глава 1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации
1.1. Общие положения, касающиеся прав иностранных граждан в Российской Федерации
1.2 Иммунитет иностранных граждан от уголовной юрисдикции Российской Федерации
Глава 2. Характеристика, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных иностранными гражданами
2.1. Причины и условия преступности иностранных граждан в России
2.2. Характеристика преступлений, совершаемых иностранными гражданами
2.3.Профилактика преступлений совершаемых иностранными гражданами
Заключение
Список использованных источников
Актуальность. После распада Советского Союза в Российскую Федерацию в силу политической и экономической дестабилизации, возникновения на территории стран СНГ вооруженных конфликтов, "горячих точек", резкого падения уровня жизни хлынул огромный поток трудовых и политических мигрантов из стран СНГ.
В связи с открытием границ и созданием свободного экономического пространства в России появились иностранные предприятия, которые стали причиной еще одного потока иностранных граждан в страну.
В девяностые годы двадцатого столетия Россия стала одним из центров миграции людей из самых разных государств.
На территории России проживают от 12 до 14 млн. иностранных граждан, из которых свыше 8,8 млн. не имеют легального статуса.
Вынужденная миграция влечет за собой ряд явлений, объективно затрудняющих работу органов внутренних дел по предупреждению преступлений и обеспечению правопорядка.
Ослабление паспортно-визового режима привело к бесконтрольности проживания лиц ряда государств, ранее входивших в состав СССР, что способствовало их дальнейшей криминализации, создало условия для вывоза из России ценностей и стратегического сырья, использования ее территории для транзита наркотиков.
Из общего количества числа лиц, совершивших преступления на территории России, значительную долю составляют граждане государств Кавказа, Средней Азии и Украины.
Целью нашего исследования является изучить преступления, совершенных иностранными гражданами, и меры борьбы с данным протиправным явлением.
Для достижения цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть общие положения, касающиеся прав иностранных граждан в Российской Федерации;
- исследовать иммунитет иностранных граждан от уголовной юрисдикции Российской Федерации;
- изучить причины и условия преступности иностранных граждан в России;
- охарактеризовать преступления, совершаемые иностранными гражданами;
- изучить какие используются меры профилактики преступлений совершаемых иностранными гражданами в Российской Федерации.
Объектом данного исследования выступают иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.
Предмет исследования - преступления, совершаемые иностранными гражданами, их особенности и профилактика.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации
1.1. Общие положения, касающиеся прав иностранных граждан в Российской Федерации
Иностранный гражданин, находящийся на территории Российской Федерации должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ, а также документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (миграционная карта или разрешение на временное проживание или вид на жительство).
Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательства принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства (апатридом).[1]
В соответствии с Конституцией Российской Федерации допускается двойное гражданство, что не освобождает его носителя от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом. Иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.[2]
Это, помимо всего прочего, означает одинаковый принцип уголовной ответственности. Исключение предусмотрено ч. 4 ст. 11 УК РФ, в соответствии с которой вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.[3]
Необходимость законодательного урегулирования правового положения иностранных граждан в РФ диктуется в первую очередь прозрачностью наших границ с государствами из бывших союзных республик.
С ростом экономического развития страны, продвигающегося прогрессом во всех направлениях развития общества, и увеличения строительства, с каждым годом значительно увеличиваются потоки иммигрантов, прежде всего из стран СНГ и реально влияют на экономическую и политическую стабильность в стране. В связи с этим возникла необходимость упорядочения регистрации иностранных граждан, их учет, пресечь нелегальную миграцию и создать реальный механизм способный контролировать возросшие миграционные потоки и оперативно вести регистрационный учет.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения иностранных граждан с органами местного самоуправления и должностными лицами органов власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ, и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иными, не запрещенными законом видами деятельности.[4]
Следует заметить, что в понятие «иностранный гражданин» включается понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства установлены специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Этот закон впервые вводит в российское миграционное право понятия «миграционная карта», «разрешение на временное проживание» , «законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане» . Последнее, наконец, позволяет определить, кто в Российской Федерации называется «нелегалом». И это все в конечном счете должно упорядочить положение иностранных граждан в России. Миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.[5]
Законно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.[6]
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, как правило, не может превышать девяносто суток. В отношении иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в РФ продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.