11. Функция организации в управлении: содержание, организующая роль менеджера
40. Понятие и свойства личности. Сущность и условия формирования
Практическое задание: Вы являетесь руководителем предприятия-монополиста. Поэтому Вы должны знать сущность государственного реестра предприятий-монополистов на товарном рынке, каково его значение и каков порядок его формирования? Перечислите ограничения в поведении и функционировании предприятий-монополистов на рынке после включения в государственный реестр.
Список использованной литературы
11. Функция организации в управлении: содержание, организующая роль менеджера
В крупных зарубежных компаниях можно встретить плакаты с афоризмом Анри Файоля: «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления.
Задачи любой организации являются в своем комплексе столь важными, сложными и вместе с тем неотложными, что их решение требует максимальных усилий, высокой степени инициативы и активности каждого работника, и в особенности управленца.
Руководитель, опираясь в той или иной мере на свой персонал, осуществляет руководство, планирует, организует и направляет деятельность организации на достижение поставленных целей. Он несет личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.
В обобщенном виде понятие «руководство» может быть сведено к трем аспектам:
- принятие решений относительно того, что нужно сделать;
- налаживание сотрудничества между работниками;
- обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей организации.
Достижение целей организации – главная обязанность руководителя. Он должен постоянно адаптировать организацию к требованиям внешних условий. Сегодня мы говорим о стратегическом руководстве, для которого необходим широкий кругозор, позволяющий руководителю выработать программу оптимизации деятельности, входящей в сферу его компетенции.
Один из основных инструментов современного руководства – налаживание эффективных связей с людьми. Руководитель должен чутко реагировать на настроения и мнения, возникающие в организации, обладать способностью убеждать, стремиться добиваться поддержки своих решений и избранного им курса.
Можно утверждать, что современное руководство повернулось лицом к рынку и действует, исходя из необходимости перемен в организации. Конечный успех этих перемен можно обеспечить лишь принимая во внимание всю структуру потребностей общества. Поэтому налаживание связей – это не роскошь, а полезный инструмент, необходимый для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса, который затем со всей определенностью должен быть доведен до «внешнего мира».
Роль руководителя организации заключается в создании условий для динамичной реализации функций управления, их корректировки и совершенствования, заинтересованного участия персонала в управлении и жизнедеятельности коллектива фирмы, эффективного труда и нормальных трудовых отношений. Для этого руководитель должен:
- организовывать труд сотрудников, создавая условия для удовлетворения их потребностей;
- обеспечивать справедливое распределение трудовых функций между работниками;
- мотивировать труд, создавая мотивационное поле;
- добиваться от каждого работника максимально эффективной работы;
- добиваться решения поставленных организацией задач;
- способствовать совпадению интересов сотрудников при наличии расхождения взглядов, интересов;
- использовать рациональные приемы и методы труда, благодаря которым обеспечивается наиболее экономное выполнение трудовых операций
Итак, содержанием деятельности руководителя являются целенаправленные действия по обеспечению взаимосвязанных функций – планирования, организации, распорядительства, мотивации и контроля за процессом и результатами работы организации, обеспечивающие комплексное достижение целей государства, компании и сотрудников.