Введение
Глава 1. Становление и развитие службы участковых уполномоченных полиции в дореволюционный и советский период
1.1 Участковый надзиратель и старший милиционер как основа взаимодействия полиции (милиции) и населения в конце XIX – начале XX вв.
1.2 Развитие института участкового уполномоченного милиции в советский период
Глава 2. Становление и развитие службы участковых уполномоченных полиции в настоящий период
2.1 Участковый уполномоченный милиции: конец ХХ – начало ХХI вв. в России
2.2 Нормативно правовое регулирование института участкового уполномоченного после принятия Федерального закона «О полиции»
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена важностью института участкового уполномоченного в системе правоохранительных органов.
В современной системе реформирования правоохранительных структур намечено множество направлений научного характера, посвященных деятельности отечественной полиции. Среди обозначенных направлений одним из важнейших является путь взаимодействия полиции с обществом. Обусловлен выбор этого пути рядом внешних к данной деятельности факторов: развитием процессов демократизации в обществе и государстве, изменением социально-политической ситуации как в стране, так и в самой полиции.
В направлениях реформирования немаловажное место в борьбе с преступностью, а также охране общественного порядка отводится участковому уполномоченному полиции, которые являются не просто полномочными представителями органов внутренних дел на закрепленной за ними территории, но и обеспечивают решение множества правоохранительных задач, которые стоят перед полицией. Участковые уполномоченные работают по многим направлениям, что обусловлено универсальным характером их деятельности. Это и вопросы дознания, ГИБДД, лицензионно-разрешительной службы, патрульно-постовой службы и др.
На различных этапах государственного развития служба участковых уполномоченных занимала и продолжает занимать особое место в системе правоохранительных органов. Институт участкового уполномоченного имеет большое значение для изучения как современного состояния, так и исторических аспектов деятельности правоохранительных органов. В силу этого необходимо учитывать исторический опыт для более успешной постановки задач по охране общественного порядка в наши дни.
Объектом исследования является институт участкового уполномоченного.
Предметом – процесс становления и развития службы участковых уполномоченных полиции.
Целью данной работы рассмотрение исторических и правовых основ становления и развития службы участковых уполномоченных полиции.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить становление понятий «участковый надзиратель и старший милиционер» в конце XIX – начале XX в.в.;
- исследовать развитие института участкового уполномоченного милиции в советский период;
- проанализировать изменения в статусе участкового уполномоченного милиции в конце ХХ в начале ХХI вв.;
- раскрыть нормативно правовое регулирование института участкового уполномоченного после принятия Федерального закона «О полиции».
Глава 1. Становление и развитие службы участковых уполномоченных полиции в дореволюционный и советский период
1.1 Участковый надзиратель и старший милиционер как основа взаимодействия полиции (милиции) и населения в конце XIX – начале XX вв.
Исторически сложилось, что проблема взаимодействия полиции (милиции) и населения является достаточно актуальной. В связи с этим важно отметить, что идея по привлечению к решению задач охраны правопорядка общественности возникла еще в царской России. Примером может служить создание народных добровольных дружин, которые возникли в Москве в 1881 г. и получили широкое распространение в советском периоде.
После окончания Гражданской войны и периода иностранной интервенции стало придаваться большое значение по укреплению связей с населением. Работа в этом направлении велась путем привлечения трудящихся и крестьян в охрану общественного порядка.
Охрану правопорядка в городе осуществлял участковый надзиратель, который в своей деятельности опирался на доверительные отношения со сторожами и дворниками. Такие действия были отражены в должностной инструкции, в которой говорилось, что «обнаружив при обходе неисправности и неправильности в несении службы постовыми милиционерами, сторожами и дворниками, участковый надзиратель дает им соответствующие указания» .
Такие правовые нормы для взаимодействия сторожей и дворников с участковыми надзирателями были установлены Положением о дворниках и ночных сторожах. В этом положении им приказывалось исполнять обязанности по охране объектов и поддерживать санитарный порядок, а также соблюдать с участковым надзирателем субординацию «подчиненный и начальник». Сторожа и дворники при выполнении своей повседневной работы брали на заметку подозрительных лиц, а также оказывались очевидцами правонарушений.
1. Приказ МВД России от 31.12.2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. – 27.03.2013.
2. Приказ МВД РФ от 13.04.1993 г. № 166 (в ред. от 22.12.2000, с изм. от 25.08.2003) «О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» // Бюл. текущего законодательства МВД РФ. Вып. 4. Ч. II. – М., 1993.
3. Приказ Минюста России от 3.11.2005 г. № 205 (с изм. от 02.03.2006) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюл. норм. актов фед. органов исп. власти. – 2005. – № 47.
4. Письмо МВД РФ от 18.06.2003 № 13/ц-72 (в ред. от 15.02.2005) «О направлении Методических рекомендаций»
5. Приказ МВД РФ от 18.01.1993 № 17 «О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции»
6. Приказ МВД России от 30.08.2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» (вместе с Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России) (ред. от 19 февраля 2013 г.) // Российская газета. 30.09.2011; 13.03.2013
7. Приказ ГУ РКМ от 9 февраля 1920 г. «О принципах организации милиции на местах» // ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 7. Л. 18 об // СПС КонсультантПлюс.
8. Приказ от 26.03.1920 № 3 // ГАРФ. Ф. 393. Оп. 23. Д. 7. Л. 3 - 4 // СПС КонсультантПлюс.
9. Положение о дворниках и ночных сторожах // Бюллетень НКВД РСФСР. – 1925. – №15. – С.17 // СПС КонсультантПлюс.
10. Приказ МВД РФ от 16.09.2002 № 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» // Российская газета. – №225. – 27.11.2002. – Документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» –- 27.03.2013).
11. Инструкция НКВД и НКЮ РСФСР от 13.10.1918 «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» // СУ РСФСР. – 1918. – № 75. – С. 813 // СПС КонсультантПлюс.
12. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. – С. 152.
13. Власенков В.В., Малыгин А.Я. Деятельность советской милиции по охране общественного порядка в первые годы советской власти (1917-1920 гг.). – М., 1981. – С. 17.
14. Власенков В.В. Становление службы участковых инспекторов милиции, ее роль в охране прав и свобод советских граждан // Исторический опыт и современность: Труды Академии МВД СССР. – М., 1989. – С. 58.
15. Волков С.Ю. Основные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции и пути их преодоления / Труды ВИПК МВД России. Вып. 34: Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции [Текст]: Материалы внутриведомственного круглого стола / Сост. Е.В. Дремова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2012.
16. Волков С.Ю., Зайцев И.А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2013. – № 12. – С. 57-60.
17. Действующие распоряжения по милиции. – М., 1928. – С.81 // СПС КонсультантПлюс.
18. Демидов Ю.Н. Мнение населения формирует наша работа // Полиция России. – 2013. Спецвыпуск. Февраль. – С. 32.
19. Желудкова Т.И. Становление и развитие института участкового инспектора милиции в период строительства социализма (окт. 1917 - 1936 г.) // Теория и практика совершенствования общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. – М., 1985. – С. 77.
20. Идрисова С. Мнение граждан как основной критерий оценки деятельности полиции // Профессионал. – 2012. – № 1. – С. 35.
21. Киричек Е.В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 16-20.
22. Колокольцев В.А. Полиция должна заслужить доверие граждан // Официальный сайт МВД России: URL: http://www.mvd.ru/ №ews/show_109865 (дата обращения: 01.03.2017).
23. Колокольцев В.А. Поручись за участкового // Официальный сайт «Российской газеты»: URL: http://www.rg.ru/2013/02/ 11/kolokolzev.html (дата обращения: 02.03.2017).
24. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2015
25. Половинкин В.А. Перспективы социального механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 3(55).
26. Тухланова О.Е. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений. Взаимодействие ОВД с населением через деятельность СМИ / Управление в органах внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики: Сборник статей. – М.: Академия управления МВД России, 2012.
27. Харламов В.И. Исторический опыт проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в России // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы круглого стола, проходившего 27.01.2006 г. в Академии управления МВД России. – М., 2016.