ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного
дела
1.2 Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1.3. Сроки возбуждения уголовных дел
ГЛАВА II. Возможность и порядок производства отдельных следственных действий на стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Рассмотрение сообщения о преступлении и проводимые при этом следственные действия
2.2. Практические трудности проведения отдельных следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).
Но главным, безусловно, является установление повода и основания для возбуждения уголовного дела. Их отсутствие делает невозможным в дальнейшем использование уголовно-процессуальных средств доказывания и применение предусмотренных УПК мер процессуального принуждения.
Уголовно-процессуальное законодательство в части регулирования порядка возбуждения уголовного дела было реформировано, изменился порядок возбуждения уголовного дела, в частности коренному пересмотру подверглась роль прокурора на данной стадии, произошло перераспределение полномочий между прокурором, начальником следственного отдела и следователем.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена особым местом стадии возбуждения уголовного дела в системе уголовного процесса, а также указанными новеллами.
Цель работы – выявление особенностей производства следственных действий на стадии возбуждения уголовного дела. В соответствии с целью сформулируем задачи исследования:
- изучение теоретических основ стадии возбуждения уголовного дела: понятия, сущности и значения стадии возбуждения уголовного дела, поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;
- анализ порядка рассмотрения сообщения о преступлении и проводимых при этом следственных действий;
- выявление практических трудностей проведения отдельных следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
Структура курсовой работы обусловлена ее задачами и включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются указанные вопросы, а также заключение, в котором подводятся итоги проделанного исследования.
Объект исследования– стадия возбуждения уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, ее уголовно-процессуальное значение.
Предмет исследования – нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела.
Методология исследования включает в себя теоретические методы (абстрагирование, обобщение), общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия) и специальные методы исследования: статистический, специально-юридический, сравнительно-правовой.
Проблемы сущности и значения возбуждения уголовного дела, самостоятельности данного этапа в уголовном процессе привлекали к себе внимание многих ученых-процессуалистов.
Проблемы стадии возбуждения уголовного дела исследовались Ф.Н. Багаутдиновым, Ю.В. Деришевым, В.М. Корнуковым, В.А. Лазаревым, Н.С. Мановой, И.В. Михайловской, В.В. Николюком, А.В. Победкиным, Б.С. Тетериным, Е.З. Трошкиным, Г.П. Химичевой, В.Д. Холоденко, Ю.К. Якимовичем, В.Н. Яшиным и др.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
1.1 Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного судопроизводства, на которой уполномоченные субъекты при наличии повода должны установить наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу, т.е. наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления. Один из возможных итоговых процессуальных документов, составляемых на данной стадии, - постановление о возбуждении уголовного дела "приводит в движение механизм уголовного процесса, создает правовую основу для производства процессуальных действий и служит началом отсчета сроков предварительного расследования"[1]. На данной стадии возможно принятие также решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд. Стадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место. На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления.
Вполне обоснованным и уместными стала законодательная реализация предложений о возвращении к прежнему, существовавшему много десятилетий порядку контроля прокуратуры (теперь и суда) за возбуждением уголовных дел, который приобрел новое наименование - "молчаливое одобрение" прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, естественно, при сохранении его полномочий по прекращению уголовного преследования и уголовного дела[2].
После внесенных в УПК изменений Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ правом разрешения сообщений о преступлениях наделены исключительно руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель. Никто, кроме них, не имеет права вынесения решений, указанных в ч. 1 ст. 145 УПК, в том числе решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
До принятия Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ[3] у прокурора было право, закрепленное в ч. 6 ст. 148 УПК, в случае признания отказа руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в случае же признания постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным - отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ восстановил право отмены прокурором признанных им незаконными или необоснованными постановлений руководителя следственного органа, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении. Незаконный отказ в возбуждении уголовного дела при наличии поводов и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, лишает специально уполномоченные органы и должностных лиц возможности использовать необходимые средства и способы для дальнейшего всестороннего, объективного исследования обстоятельств совершенного преступления, препятствует реализации одного из назначений уголовного судопроизводства - уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания (ч. 2 ст. 6 УПК), одновременно препятствуя реализации права потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно ч. 4 ст. 7 УПК, наряду с тем, что должно быть законным и обоснованным, также должно быть мотивированным, как и любое другое постановление, вынесенное уполномоченным лицом. Это повышает ответственность должностного лица или органа, его вынесшего, и служит гарантией от формального подхода к принятию решения[4].
Согласно п. 1.4 Приказа Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162[5] прокурорам предписывается при отмене постановления следователя или руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки[6].
Предусмотренная ч. 7 ст. 148 УПК возможность вынесения судом постановления в случае признания отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным для прокурора имеет практическое значение, которое выражается в необходимости отслеживать все материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, истребуемые судами по жалобам, проверять законность и обоснованность принятых по ним процессуальных решений до представления их в суд и немедленно отменять решения в случае установления законных оснований для этого, не дожидаясь соответствующего решения суда.