Курсовая работа|Журналистика

Проблемы нарушения авторских прав в журналистике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

1. Общая характеристика защиты авторских прав в журналистике и СМИ

1.1. Сущность авторского права

1.2. Роль средств массовой информации в информационном обществе

1.3. Введение системы идентификации

1.4. Современные проблемы авторского права в журналистике

2. Проблемы нарушения авторских прав в журналистике

2.1. Ситуация нарушений авторских прав в российской журналистике

2.2. Ограничение исключительных прав

2.3. Передача авторских прав

Заключение

Список литературы

 

 

Современная конвергенция средств массовой информации, сопровождающаяся слиянием различных известных на сегодняшний день видов СМИ, обусловлена, прежде всего, появлением цифровой технологии. Такое развитие выдвинуло на передний план совершенно новых действующих лиц, что вызвано необходимостью введения систем идентификации, позволяющих публике устанавливать подлинность материала, подготовленного профессиональными штатными и внештатными журналистами, которые работают в соответствии со своими профессиональными этическими нормами. МФЖ и Европейская ассоциация газетных издателей (ЕНПА) (Eurоpean Newspаper Publishers Association - ENPA), которая от имени Всемирной газетной ассоциации (ВАН) (Word Association of Newspаpers - WAN) несет ответственность за всю политику в области авторского права, инициировали диалог о возможности введения кода (PRESS MARK), который идентифицирует создателей газетных материалов. Этот код можно сравнить с системой цифрового предметного указателя предметов (ДОИ)(Digital Object Identifier - DOI), который является цифровым эквивалентом хорошо известной системы ISBN, используемой в издании книг и журналов. ДОИ был введен Международной ассоциацией издателей (ИПА) (International Publishers Associacion - IPA) и Научными, техническими и медицинскими издателями (СТМ)(Science, Technical and Medical Publishers - STM). 

К сожалению, по мере того как информационный рынок расширяется, включая все более разнообразные новые информационные услуги, средства массовой информации все больше зависят от требований коммерческой эксплуатации, а не запросов добросовестной журналистики. В будущем средства массовой информации также рискуют превратиться в объект законодательного регулирования, подобного законодательству о телерадиовещании, хотя до сих пор такое положение казалось немыслимым в отношении печатной продукции многих стран мира. Значительная разница в условиях существования средств массовой информации в мире в настоящее время наглядно свидетельствует о той решающей роли, которую может играть свободная и профессиональная пресса в качестве катализатора развития плюралистических и жизнеспособных гражданских обществ.

Журналистика - суть свободной прессы. Надежная охрана авторского права журналистов, вне зависимости от того, какие социальные, политические и культурные условия преобладают в стране, помогает обеспечить целостность средств массовой информации (и следовательно, доверие к ним со стороны публики).

Таким образом, резонно заострить внимание на значении надежности и высокого качества в журналистской работе. Эффективная защита неимущественных прав авторов в средствах массовой информации является ключом к безупречным этическим отношениям. Закон об авторском праве иногда именуется "культурной конституцией". Он стоит на страже культурных ценностей, потому что препятствует использованию интеллектуальных произведений без согласия автора, нелегальному копированию, искажению, переработке, порче и другим действиям, наносящим ущерб произведениям или авторам.

Интересно отметить, что в настоящее время вопросы авторского права находятся в центре внимания, став объектом непреходящего политического интереса. С нашей точки зрения, это объясняется тем, что авторское право является коммерческим/политическим инструментом, представляющим значительный финансовый интерес, а также тем, что, оберегая культурные ценности, авторское право становится культурным/политическим инструментом защиты национальных интересов от процесса глобализации. Это подтверждается неформальным, но репрезентативным изучением интересов, представленных на международных симпозиумах, где обсуждаются новые вопросы авторского права, и в не меньшей степени - на международных дискуссиях, касающихся многосторонних документов по авторскому праву, разработанных под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной торговой организации (ВТО) (а именно Соглашения об аспектах прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей, - ТРИПС) и Европейского Союза (его директив). Затронутые торговые и финансовые интересы в последнее время отчетливо проявлялись в несогласии по вопросу о целесообразности включения авторского права в Многостороннее соглашение по инвестициям (МСИ) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), или так называемый Новый трансатлантический рынок, который стремится устранить торговые барьеры между Северной Америкой и Европой.

Представители средств массовой информации (авторы и современные деятели искусств и их деловые партнеры, издатели и продюсеры) участвуют во всех этих международных контактах. Нет никаких сомнений, что представители прессы окажут влияние на будущие дебаты по затронутым проблемам.

 

1. Общая характеристика защиты авторских прав в журналистике и СМИ

1.1. Сущность авторского права

Закон «Об авторском праве и смежных правах» (1993), описывающий нормы взаимоотношений по поводу использования текстов произведений, включая их публикацию в прессе.

Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обязательств. В Законе «О СМИ» перечислены права журналиста (ст.47). Он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, излагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами или иными соглашениями производственно-трудового характера.

Закон «Об авторском праве» существенно дополняет и расширяет эти положения. Его действия распространяются не только на произведения журналистов, но и на другие материалы, включенные в редакционный производственный оборот. В общем плане в объект авторского права включаются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Хотя журналистские произведения не называются отдельно в детальном перечне объектов (в законе фигурируют лишь кино-, теле-, видеофильмы и другие кино- и теле- произведения, а также фотографические произведения. Ст.7) они, несомненно, включены в него. Юристы считают, что термин «литературное произведение» здесь используется в более широком значении, когда им охватывается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения.

Под словами «результат творческой деятельности» надо понимать любые оригинальные произведения, не повторяющие созданные ранее. Этот признак свойственен и журналистским материалам, от заметки до эфирной программы, и читательским письмам, приходящим в редакцию. Также в определении объекта не принимается в расчет способ выражения произведения, то есть оно может быть как обнародованным (опубликованным), так и не увидевшим света. Закон требует лишь, чтобы произведение существовало в объективной форме: в письменной, устной, в виде звуко- и видеозаписи, изображения. Но авторское право не распространяется на идеи, методы, открытия, факты.

Но не все произведения относятся к объектам авторского права. Из их числа исключаются (ст.8) официальные документы (законы, судебные решения, тексты административного характера, также их переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, носящие информационный характер.

А. пр. не тождественно праву собственности на материальный объект: оно распространяется на видеозапись, но не на кассету.

Об охране своих прав автор может известить, поместив на экземпляре сочинения знак © (копирайт), с указанием имени обладателя прав и года первой публикации. Копирайтом принято сопровождать стать в толстых журналах, телевизионные фильмы и передачи, а также номера печатных изданий. Но отсутствие знака вовсе не означает того, что права не защищены. Они возникают по факту создания произведения и не требуют формальной регистрации.

Субъектами авторского могут выступать как непосредственный создатель произведения, так и другие лица и организации. Имеется в виду соавторство (совместное творчество двух или нескольких лиц), переход прав по наследству и передача части из них по договору. Типичным для журналистики случаем является использование своих правомочий составителем (сборника) и издателем периодических изданий (то есть право сразу на все издание, а у журналистов - только на отдельные материалы).

1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 года // Консультант-Плюс.

2. Закон РФ "О средствах массовой информации" (Закон о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014) // Консультант-Плюс.

3. Воинов А.Е. Законодательство о СМИ и практика его применения в республиках - субъектах РФ. - М., 2011.

4. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012.

5. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. – СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2010.

6. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. - М., 2004.

7. Ламбетт Э. Приверженность журналистскому долгу. - М.: Изд. "Виоланта", 2011.

8. Прохоров Е.П., Пшеничный Г.М., Хруль В.М. Правовые и этические нормы в журналистике. - М.: Аспект Пресс, 2013.

9. Пшеничный Г.М. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах // Журналистика и право. – 2014. - №11.

10. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

11. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. - М.: ВЛАДОС, 2012.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Иосиф Сталин в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Адольф Гитлер в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2015 год 57 стр.
Курсовая Организация работы пресс-службы на примере газеты
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское